Предпосылки необходимости совершенствования кадрового менеджмента в учреждениях здравоохранении
Совершенствование кадрового менеджмента в учреждениях здравоохранении – это целенаправленная деятельность, ориентированная на повышение эффективности управления кадрами в сфере здравоохранения (в больницах, поликлиниках и т.д.).
В последние годы сфера здравоохранения была подвергнута существенным трансформациям. В частности, изменения коснулись таких аспектов социально-экономических отношений, как:
- состояние ресурсной базы,
- права собственности,
- методы и формы управления в медицинских учреждениях и т.д.
Идет активный поиск оптимальных моделей как государственно-муниципального, так и частного секторов здравоохранения, а также путей налаживания государственно-частного партнерства. Совершенствование управления в сфере здравоохранения – одна из стратегических задач, стоящих перед государством. Пандемия коронавируса 2020 года выявила многие проблемы, продемонстрировала недостатки существующей системы.
Экономическая основа функционирования медицинских учреждений изменяется под действием развития рынка медицинских услуг. Все больше реформ здравоохранения смещается с федерального уровня на региональный, т.е. имеют место структурная перестройка и децентрализация отрасли, функции и компетенции перераспределяются.
С одной стороны, советская модель здравоохранения уникальна, в ее рамках была создана сеть государственных лечебных и профилактических учреждений, которые могут быть рассмотрены как один из ключевых институтов национальной безопасности, система жизнеобеспечения. В этих учреждениях оказывается бесплатная (для пациентов) медицинская помощь, в том числе:
- разнообразные формы диагностики,
- лечение в соответствии с установленными диагнозами (как амбулаторное, так и стационарное),
- стандартизированные медицинские услуги.
С другой стороны, история развития отечественной медицины и здравоохранения привели к формированию иерархической структуры, пронизанной единой государственной политикой – в том числе в вопросах кадрового управления. В коммерческом секторе у руководителей больше свободы, больше возможностей применения инструментов мотивации и стимулирования персонала. В муниципальном секторе действующие механизмы управления персоналом тормозят возможности позитивных изменений, активизируют неблагоприятные факторы, которые усиливаются в связи с:
- кризисным состоянием материально-технической базы,
- недостатком финансирования,
- снижением престижности работы в медицине,
- высокой текучестью кадров,
- снижением мотивации медицинских работников.
Это приводит к ограничениям потенциала оказания высококачественной медицинской помощи и медицинских услуг. Каждый руководитель должен понимать, что именно кадры, или человеческие ресурсы, являются ключевой ценностью, поэтому решение вопросов совершенствования менеджмента персонала – первостепенная проблема.
Основные проблемы кадрового менеджмента в учреждениях здравоохранении
Среди ключевых проблем, с которыми сталкиваются многие учреждения здравоохранения, и на решение которых должны быть направлены мероприятия по совершенствованию кадрового менеджмента, можно отметить:
- недообеспеченность кадрами с дисбалансом структуры медицинских сотрудников. Так, нарушаются соотношения между численностью врачей и среднего медицинского персонала, узких специалистов и врачей общей практики. Это приводит к снижению качества оказываемых медицинских услуг – например, когда врач (из-за отсутствия медицинской сестры) вынужден сам вести документацию,
- рабочее время специалистов используется неэффективно. Специалисты вынуждены совмещать по несколько должностей, часть из которых могла бы быть выполнена работниками с более низкой квалификацией и образованием. В результате функция собственно врачебной должности подвергается ущербу – человеку просто не хватает времени и сил на ее качественное исполнение. Недостаточно оптимально организована и структура приема: из-за неявок пациентов теряется время приема, которое могло бы быть потрачено на других пациентов,
- неэффективная и немотивирующая система оплаты труда. Работников не интересует конечный результат их действий, качество оказания услуг и удовлетворенность пациентов. Порядок распределения и критерии назначения стимулирующих доплат отличаются непрозрачностью, причем размер этих доплат невелик в большинстве случаев и не оказывает мотивирующего воздействия.
Пути совершенствования кадрового менеджмента в учреждениях здравоохранении
Можно обозначить следующие базовые варианты решения основных проблем управления кадрами в здравоохранении:
- улучшить материально-техническую базу, что позволит сотрудникам тратить меньше времени на наладку и настройку оборудования, получать более точные результаты исследований,
- улучшить условия труда работников,
- сформировать систему мотивации трудовой деятельности, в которой поощрения будут связаны с затраченными усилиями и полученными результатами (речь идет как о материальной, так и о нематериальной мотивации),
- оптимизировать работу кадровой службы медицинских организаций: она должна сводиться не только к учету персонала, ведению кадровой документации в установленном законом порядке,
- провести детальное изучение трудовых функций и времени, затрачиваемого на их реализацию медицинскими работниками,
- вовлекать работников в решение задач, стоящих перед организацией в целом, и достижение ее глобальных целей. Каждый должен понимать свою личную роль в этом процессе.
Для решения проблем управления кадрами должна проводиться последовательная реализация стратегии устойчивого роста и развития медицинских организаций, базирующаяся на эффективном использовании персонала за счет стратегического анализа и планирования, соотнесения кадровой политики со стратегией учреждения и отрасли.