Понятие и цели управления персоналом торговой организации
Система управления персоналом торговой организации – это совокупность элементов и их взаимосвязей, обеспечивающих реализацию функций управления (планирования, мотивации, организации, координации, контроля) персоналом в рамках торговой организации.
В современных условиях человек стал главной движущей силой производства. Персонал становится главным богатством организации. В торговых компаниях этот постулат проявляется очень четко: в ходе взаимодействия с одним продавцом покупатели принимают решение о дополнительных покупках, а с другим – решают отказаться даже от запланированных и уходят к конкурентам. Работники уже не рассматриваются как «досадная, но необходимая статья расходов», они стали источником прибыли. За счет этого людей стали рассматривать как важнейший элемент организационного капитала, а затраты на оплату труда, подготовку, повышение квалификации, переподготовку и формирование благоприятных условий как специфическую форму инвестиций.
Под системой управления персоналом понимают совокупность методов, принципов и инструментов управления кадрами служащих и рабочих компании.
Формирование и развитие персонала является длительным и сложным процессом. Прилагаемые сторонами – в первую очередь, самим человеком и работодателем – усилия должны иметь научную основу. Стратегический курс при этом может быть охарактеризован следующим образом:
- высокий образовательный уровень,
- высокая квалификация,
- этика,
- непрерывное совершенствование профессиональных навыков и мастерства,
- самовыражение.
В качестве основных принципов управления персоналом (в том числе в торговой компании) можно указать следующие:
- человек является основой корпоративной культуры. Людей нужно ставить во главу перемен, делать их движущей силой. Именно так поступают успешные организации,
- менеджмент охватывает всех. Осуществление руководства производится на трех уровнях: высшем, среднем («команда») и нижнем («сотрудники»),
- эффективность рассматривается в качестве критерия успеха организации. Эффективность состоит в том, что организация достигает целей, используя ресурсы оптимальным образом и максимизируя прибыль,
- критерием успеха являются взаимоотношения. Клиент должны быть в приоритете по отношению к иерархии,
- критерием эффективности служит качество. Здесь речь идет о взаимосвязанных подсистемах качества: личном качестве, качестве команды, качестве сервиса и качестве организации,
- команды тоже являются критерием успеха организации. Все люди, работающие в организации, являются ее сотрудниками и членами команды как специфичной социальной группы. Команды и составляющие их сотрудники вносят вклад в результат – как в успех, так и в провал организации в тех или иных проектах,
- система управления персоналом формируется в соответствии с целями организации, включая подсистему общего и линейного руководства, ряд функциональных подсистем.
Инструменты и методы управления персоналом торговой организации
Методами управления персоналом называют способы осуществления управленческих действий в адрес персонала для достижения целей управления предприятием торговли.
В зависимости от способа воздействия на людей выделяют три основных метода управления:
- административный, базирующийся на власти, взысканиях и дисциплине. Вектором воздействия административных методов являются такие поведенческие мотивы, как осознание необходимости соблюдать трудовую дисциплину, стремление человека работать в той или иной организации, чувство долга и т.д. У этих методов прямой характер воздействия: все регламентирующие или административные акты обязательно должны исполняться. Административные методы представляют собой мощный рычаг для достижения результатов в том случае, когда требуется подчинить коллектив, заставить его решать конкретные управленческие задачи. Наиболее эффективны они, если уровень регламентации управления высок, как и трудовая дисциплина, за счет чего управленческое воздействие доходит до нижестоящих звеньев без существенных искажений,
- экономический, основанный на корректном применении экономических законов, действующих в рыночных условиях,
- социально-психологический, опирающийся на способы мотивации и морального воздействия на людей.
В подсистему управления персоналом входят:
- отбор персонала;
- должности как совокупность задач, прав, обязанностей и ответственности;
- условия труда;
- оценка труда;
- оплата труда;
- льготы;
- аттестация персонала;
- организация труда;
- порядок должностного продвижения;
- повышение квалификации;
- социальные услуги;
- порядок высвобождения персонала (перевод, увольнение, сокращение).
Если эти подсистемы организованы достаточно эффективно, предприятие приобретает положительную репутацию на рынке труда. Компания становится привлекательной, квалифицированные сотрудники стремятся устроиться в нее, а уже работающие в ней – держатся за свое место.
Стратегия управления персоналом торговой фирмы должна базироваться на положениях стратегии деятельности предприятия, принятой руководством:
- должна быть определена цель управления персоналом. В ходе принятия решений по управлению персоналом учитываются как экономические аспекты (исходя из стратегии управления персоналом), так и интересы, и потребности работников (нормальные условия труда, достойная оплата, возможность карьерного и профессионального роста),
- должна быть сформирована идеология и принципы работы с персоналом. Желательна четкая фиксация этих положений в виде документа, а уже затем реализация в повседневной работе,
- должны быть определены условия обеспечения баланса между социальной и экономической эффективностью использования трудовых ресурсов. С одной стороны, должны быть удовлетворены социально-экономические потребности и ожидания работников, с другой – обеспечиваться получение прибыли.