Сущность и особенности корпоративных структур
Корпорация представляет собой особую форму организации предпринимательской деятельности, отвечающую основным признакам корпоративной идентичности.
Основными признаками корпораций являются:
- долевая собственность на акционерный капитал;
- юридическая самостоятельность;
- ограниченный характер ответственности инвесторов;
- централизованный менеджмент;
- право свободной трансформации своего участия.
Это означает, что собственниками (владельцами) корпорации выступают акционеры, разделившие между собой акции компании. Степень их ответственности по обязательствам корпорации ограничена размерами капитала, вложенного в акции компании. Сама же корпорация обладает полной юридической самостоятельностью и продолжает существовать вне зависимости от выбывающих собственников.
Управление корпоративными структурами сосредоточено в руках профессионалов – менеджеров, которые являются наемными работниками, подконтрольны и подотчетны собственникам. Собственники акционерного капитала вправе самостоятельно распоряжаться принадлежащими им акциями.
На практике корпоративные структуры чаще всего функционируют в форме акционерных обществ публичного и непубличного типа.
Концепция управления развитием корпорации
Функционирование корпораций неразрывно связано с необходимостью обеспечения профессионального руководства их деятельностью, то есть организацией управленческого процесса.
Управление развития корпоративных структур, в конечном счете, сводится к совокупности организационных и методических решений, которые призваны обеспечить достижение двух целей:
- рост рыночной стоимости бизнеса (капитализация корпорации);
- обеспечение баланса интересов между собственниками корпорации, ее менеджментом и иными группами стейкхолдеров (заинтересованных сторон).
Особую роль управление корпоративными структурами приобретает в долгосрочной перспективе. В этом случае все чаще принято говорить о стратегическом управлении, ориентированным на обеспечение эффективности функционирования корпорации и обеспечение устойчивости ее развития в долгосрочной перспективе.
Стратегия – общий вектор развития организации, программа действий.
Стратегическое управление ориентировано на организацию производственной деятельности, соответствующей запросам потребителей, гибкость реакции и своевременность проводимых в организации изменений, отвечающих вызовам со стороны окружения и позволяющих добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет корпорациям не просто выживать, но и успешно развиваться в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
С точки зрения методологического подхода управление корпоративным развитием может быть рассмотрено в двояком контексте. Прежде всего, оно предполагает необходимость расширения сфер деятельности корпорации, включая инструменты и механизмы инвестиционного процесса, политику роста и пр. Во-вторых оно может быть рассмотрено с позиции ограничения системы инновационными механизмами и переходом на использование модернизационных продуктов, технологий и методов регулирования организационно-экономических процессов.
Так или иначе, управление развитием корпорации предполагает долгий и кропотливый труд менеджмента, сопряженный с высокой степень ответственности за его результаты. ОН всегда ориентирован на долгосрочную перспективу, а в его основе лежит комплексный анализ рынка, внешней и внутренней среды корпорации.
Система управления корпоративного развития
Управление развитием корпорации основано на целостности и системности его организации. Основные составляющие данного процесса представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Элементы управления развитие корпорации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Управление корпоративного развития – системный процесс, основанный на реализации функционально взаимоувязанного набора отдельных регуляционных элементов, не локализованных в рамках организационно-структурного подхода.
Ключевым звеном управления развитием корпорации выступает корпоративная стратегия и политика развития компании, обеспечивающие формирование импульса, инициирующего подъем инновационно-инвестиционной активности, необходимой для вывода корпоративной организации на траекторию устойчивого экономического развития.
Конфигуративная схема организации управления корпоративного развития представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Система управления корпоративного развития и ее составляющие. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Считается, что в состав политики корпоративного развития организации должны быть включены определенные приоритеты долгосрочного технико-экономического и социального развития, сохранение и развитие научно-производственного и инвестиционного потенциала, реализация целевых проектов и программ, в том числе и программ реструктуризации.
Как показывает практика, зачастую толчком к активизации корпоративного развития выступают кризисные явления, происходящие внутри организации или за ее пределами (во внешней среде, оказывающей непосредственно влияние на бизнес).
Основными формами реализации возможных преобразований выступают:
- совершенствование;
- модернизация;
- реструктуризация;
- оздоровление;
- реинжиниринг.
Каждый из них имеет свои особенности. Так, например, совершенствования ориентировано на повышение качества и управляемости бизнес-процессов в рамках отдельных участков (сфер) внутри корпорации. Модернизация непосредственно связана с инновациями и техническим перевооружением.
Реструктуризация предполагает изменения в структуре корпорации, включая ее организационно-технологическую перестройку, захватывающую общую систему взаимодействия.
Оздоровление ориентировано на повышение общей эффективности работы корпоративных структур и связано как с внутренними, так и с внешними изменениями, а реинжиниринг основан на перепроектировании бизнес-процессов внутри корпорации.