Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Управление корпоративными организациями

Все предметы / Менеджмент / Система корпоративного управления / Управление корпоративными организациями

Понятие и особенности корпоративных организаций

В настоящее время существует множество подходов к определению термина «корпорация». Само слово «корпорация» имеет древне латинские корни и в дословном переводе на русский язык означает «вещественность, телесность».

В научной литературе можно выделить два основных подхода к определению сущности корпоративных организаций:

  • корпорация как совокупность лиц, которые объединившись для достижения общих целей и ведения совместной деятельности, образуют юридическое лицо (единый самостоятельный субъект права);
  • корпорация как форма организации предпринимательства, основанная на долевой собственности.
Замечание 1

Как правило, корпорации функционируют в форме акционерных обществ, уставный капитал которых разделен на определенное количество долей (акций), владение которыми обеспечивает право собственности и на компанию. Наиболее распространена практика организации предпринимательской деятельности на основе корпоративных форм хозяйствования в экономически развитых странах. В таких государствах корпорации являются важным элементом их экономике.

В условиях российской действительности корпорации могут функционировать в двух формах (рисунок 1).

Виды корпоративных организаций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Виды корпоративных организаций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Корпоративные организации публичной или открытой формы характеризуются свободной продажей своих акций, а непубличные (закрытые) – не отвечают данному признаку.

Замечание 2

Вне зависимости от своей формы корпоративные организации представляют собой сложные экономические структуры, деятельность которых оказывает влияние на множество заинтересованных лиц (стейкхолдеров). Каждый из них имеет свои интересы, которые должны быть соблюдены в процессе управления деятельностью корпорации и ее развитием.

Готовые работы на аналогичную тему

Корпоративный менеджмент как основа управления корпоративными организациями

На практике нередко можно встретить смешение понятий «корпоративное управление» и «корпоративный менеджмент». На самом деле они не синонимичны (рисунок 2). Задачей первого выступает налаживание механизмов, обеспечивающих подотчетность и баланс интересов участников корпоративных отношений. Второй же ориентирован на управление бизнесом. Таким образом, корпоративное управление непосредственно связано с управлением корпоративными структурами.

Взаимосвязь корпоративного управления и менеджмента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Взаимосвязь корпоративного управления и менеджмента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 3

Фактически корпоративный менеджмент находится на более низком уровне иерархии, нежели корпоративное управление. Основной точкой их соприкосновения выступает стратегия развития корпоративной организации.

Под корпоративным управлением в общем смысле принято понимать руководство деятельностью корпоративной организации, осуществляемое профессиональными управленцами и направленное на достижение поставленных целей посредством рационального использования ресурсов.

Корпоративный менеджмент как управленческий процесс характеризуется наличие объекта и субъекта воздействия.

Объектом управления выступает непосредственно корпорация как организация с особой формой хозяйствования, ее деятельность или отдельные ее сферы.

Под субъектом корпоративного менеджмента принято понимать органы управления корпорацией и должностных лиц (менеджеров, профессиональных управленцев), осуществляющих в силу возложенных на них полномочий, целенаправленное воздействие на объект корпоративного управления.

Основополагающей целью управления корпоративными организациями выступает обеспечение эффективности их функционирования и устойчивости развития.

Функции и принципы корпоративного менеджмента

В общей сложности можно выделить две базовых модели управления корпоративными организациями:

  • функциональная модель;
  • процессная модель.

В основе первой лежит выполнение определенных функций корпоративного менеджмента, а во второй – организация процессов и контроль их реализации.

Под функциями управления корпоративными организациями следует понимать устоявшиеся, зачастую стандартизированные виды деятельности, направленные на организацию работ и управление корпорацией. К их числу принято относить:

  • постановку целей компании, разработку ее миссии и стратегии;
  • планирование;
  • организация;
  • координация;
  • мотивация;
  • контроль.

Основой управления корпоративной организацией выступает стратегическое планирование, ориентированное на долгосрочную перспективу, опирающееся на глубокий анализ внешней и внутренней среды, предполагающее разработку миссии, построение древа целей, определения стратегического поля деятельности корпорации, направлений ее развития и т.п.

Стратегическое планирование в рамках корпоративного менеджмента плавно перетекает в стратегическое управление, включающее в себя мониторинг, оценку и корректировку стратегии развития корпоративных структур.

Основными функциональными направлениями управленческой деятельности в рамках корпоративного менеджмента выступают управление производством, материально-техническое снабжение, бухгалтерский учет, управление финансами, кадровая работа и пр. Каждое из направлений по-своему важно.

В целях управления корпоративными организациям в их структуре нередко создаются специальные комитеты. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Комитет по аудиту занимается вопросами, связанными с контролирование финансовой отчетности, надзором за принципами ведения бухгалтерского учета и внутреннего контроля, выбором и контролем работы внешних аудиторов.

Комитет по вознаграждениям и назначениям ориентирован на решение вопросов, связанных с разработкой рекомендаций в сфере кадрового управления для высшего менеджмента корпорации и совета директоров.

Комитет по корпоративному управлению и инвестициям занимается анализом и продвижением эффективных моделей и практик в области корпоративного управления и инвестиций.

Помимо этого, в рамках корпоративных организаций могут функционировать и иные комитеты (комитет по маркетингу, комитет по управлению рисками и пр.). Каждый из них выполняет свою роль и улучшает практику корпоративного менеджмента.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис