Сущность, цели и задачи корпоративного управления
Для того, чтобы разобраться в сущности корпоративного управления, необходимо четко понимать, что из себя представляет корпорация, каковы ее характерные черты и особенности.
Корпорация представляет собой особую форму организации предпринимательской деятельности, наиболее распространенную в странах с развитой рыночной экономикой, сопряженную с созданием определенного юридического лица.
Особенностями корпоративных форм хозяйствования выступают:
- самостоятельный юридический статус (чаще всего – акционерное общество);
- долевая собственность участников (разделение уставного капитала на акции и их распределение между инвесторами);
- концентрация управленческих функций в руках высшего эшелона власти (профессиональных управляющих, в роли которых выступают менеджеры).
Согласно действующему в России законодательству под корпорациями следует понимать юридических лиц, участники которых обладают правом членства в них и осуществляют формирование их высшего органа.
Корпоративное образование – это всегда сложная иерархическая структура, которая требует регулярных управленческих воздействий. Применительно к корпорациям такие воздействия приобретают две основных формы – корпоративный менеджмент и корпоративное управление.
Первое связано непосредственно с управлением бизнесом и его развитием. Второе же ориентировано непосредственно на налаживание механизмов, обеспечивающих подотчетность и баланс интересов всех участников корпоративных отношений.
Участники корпоративных отношений – физические и юридические лица, заинтересованные в деятельности корпорации, ее стейкхолдеры.
Перечень участников корпоративных отношений весьма обширен (рисунок 1).
Рисунок 1. Участники корпоративных отношений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все участники корпоративных отношений предъявляют к корпорациям определенные требования и ожидания, которые зачастую несопоставимы между собой. Именно поэтому особая роль в управления корпоративными структурами отводится развитию и совершенствованию практики корпоративного управления.
Корпоративное управление представляет собой целый комплекс правил, способствующих преемственности обеспечения корпоративных интересов, находящих свое отражение в корпоративном контроле. Технически оно может быть сведено к трем составляющим:
- управление собственностью и капиталом;
- управление технологическими процессами;
- управление денежным потоками, пассивами и оборотным капиталом.
Основной целью корпоративного управления выступает обеспечение баланса интересов между акционерами, менеджментом и иными группами стейкхолдеров.
Его задачи сводятся к двум базовым направлениям. Первое связано с построением системы эффективного принятия управленческих решений, а второе непосредственно нацелено на выстраивание эффективной системы контроля.
Базовая структура корпоративного управления
В соответствии с международным подходом Мирового банка в состав корпоративного управления следует включать три базовых компонента (рисунок 2).
Рисунок 2. Базовые компоненты корпоративного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Совокупность представленных выше компонентов позволяет обществу привлекать финансовые и кадровые ресурсы, эффективно осуществлять хозяйственную деятельность и накапливать долгосрочную экономическую стоимость посредством роста стоимости акционерного капитала, соблюдая при этом интересы акционеров и общества в целом.
Структура корпоративного управления определяется наличием субъектов и объектов управленческих воздействий.
К числу первых относятся органы управления корпорацией: акционеры, совет директоров, генеральный директор, менеджеры. В роли вторых выступают структура собственности, права акционеров, структура и эффективность работы совета директоров, прозрачность раскрытия информации и аудит – иначе говоря, отношения, возникающие между субъектами корпоративного управления.
Таким образом, основными структурными компонентами корпоративного управления выступают:
- права собственников;
- органы управления;
- раскрытие информации;
- социальная ответственность корпорации.
Общий механизм организации корпоративного управления довольно прост.
Высшим органом управления считается общее собрание акционеров. На нем собственники компании (ее акционеры) на основе принципа выборности формируют состав совета директоров, который впоследствии и представляет их интересы. Его члены (директора) посредством голосования принимают решения по ключевым вопросам деятельности акционерного общества и отчитываются за результаты своей деятельности перед акционерами. Необходимым условием обеспечения эффективности корпоративного управления выступает соблюдение прав акционеров и прозрачность принимаемых ими решений.
Корпорация принимает на себя бухгалтерские стандарты производства информации, необходимой совету директоров, управленцам, собственникам и иным группам стейкхолдеров, а также стремится к развитию практики социальной ответственности. Более того, она обязуется обеспечивать доступ к этой информации для заинтересованных лиц.
Структурные элементы корпоративного управления должны быть сформированы таким образом, чтобы обеспечить реализацию его базовых функций.
Функции и принципы структуры корпоративного управления
Корпоративное управление играет важную роль в существовании и развитии корпоративных институтов. Его базовой функцией считается обеспечение функционирования корпорации в интересах собственников, которые предоставляют компании финансовые ресурсы.
Кроме того, эффективное построение системы корпоративного управления способно обеспечить устойчивость развития корпорации в условиях минимизации конфликтов среди участников корпоративных отношений и максимизации степени удовлетворения их интересов и достижения индивидуальных корпоративных целей.
Считается, что в основу формирования структуры корпоративного управления должны быть заложены его принципы, определенные международной и национальной практиков функционирования корпоративных институтов. Наиболее важными из них считаются соблюдение равенства прав акционеров, подотчетность, честность, прозрачность и ответственность.
Реализация выше описанных функций и принципов корпоративного управления служит залогом обеспечения баланса интересов участников корпоративных отношений.