Понятие интеллектуального капитала
Интеллектуальный капитал – это ряд явных, недвусмысленных и передаваемых знаний, которые есть у организации. Одно из главных условий признания их в качестве капитала – возможность превращения этих знаний в стоимость, то есть в прибыль для организации.
Интеллектуальным капиталом в практике бизнеса часто называют имеющиеся нематериальные активы организации, доступные для оценивания и управления, хотя и не зафиксированные формально в документах.
На сегодняшний день интеллектуальный капитал обрел собственную форму движения, реализовав себя в качестве системы. Основной элемент этого движения – наука. Нужно отметить, что существенный отрезок цикла движения интеллектуального капитала связан с расходованием инвестиционных средств, но результат этой деятельности появляется не сразу.
В современных условиях интеллектуальный капитал может быть характерен людям разных профессий, способных творчески мыслить. Но только творческого потенциала недостаточно. Необходимо, чтобы у сотрудника были следующие черты:
- природные качества, включающие здоровье, психофизиологическую устойчивость;
- соответствующее воспитание, дающее индивиду возможность и желание усердно трудиться, постоянно работая над собой;
- профессиональная подготовка;
- постоянное повышение уровня культуры, который расширяет горизонты знаний и мышления.
Носители интеллектуального капитала выступают профессионалы, наделенные уникальными и трудно заменимыми способностями, значимость которых для общества оценивают в условиях рынка.
Иными словами, интеллектуальный капитал организации включает квалификацию, опыт и мотивацию персонала, знания, технологии и коммуникационные каналы, которые могут создать добавленную стоимость и обеспечить конкурентные преимущества организации на рынке.
Структура интеллектуального капитала
Интеллектуальный капитал включает в себя несколько взаимодействующих элементов: человеческий, организационный и потребительский капиталы организации.
Человеческий капитал состоит из знаний, творческого и интеллектуального потенциала, личностных качеств, моральных ценностей, умений и навыков, лидерства, культуры труда, используемых, чтобы получить доход организацией или индивидом. Человеческий капитал – не собственность организации, так как выступает как неотъемлемая часть личности сотрудника. Организация может стремиться извлечь максимально возможную выгоду из работы каждого сотрудника, пока он работает в данной компании.
Организационный капитал состоит из технологий, процедур, систем управления, культуры, технического и программного обеспечения, патентов, организационных форм и структур. Организационный капитал преимущественно принадлежит предприятию и может выступать как объект купли-продажи. Организация, желающая оставаться успешной, требует постоянного пересмотра собственного организационного капитала.
Потребительский капитал предприятия является системой устойчивых связей и отношений с клиентами и потребителями. Потребительским капиталом обеспечивается для клиентов возможность продуктивного, удовлетворяющего их потребности в общении и взаимодействии с персоналом предприятия. Он состоит из контактов и соглашений, репутации, бренда, товарных знаков, каналов распределения продукции и портфеля заказов, отношений с клиентами.
Необходимо понимать, что такого рода разделение интеллектуального капитала на типы достаточно условное, так как в реальности они не обособлены. Существует и несколько иных моделей структуры интеллектуального капитала, например, разделение его на внешнюю и внутреннюю составляющие.
Функции и особенности интеллектуального капитала
Как было сказано ранее, интеллектуальный капитал – ведущий капитал, составляющий основу любого предприятия на современном этапе становления рыночной экономики. В связи с этим, важнейшая функция интеллектуального капитала – максимально ускорить прирост массы прибыли посредством формирования и реализации, требуемых для работы предприятия систем знаний, вещей и отношений, которыми обеспечивается его высокоэффективная хозяйственная деятельность. Также интеллектуальным капиталом организации определяется качество ее управленческой системы.
Для существования, интеллектуальному капиталу необходимо постоянно развиваться, осуществляя непрерывное движение.
Определяя понятие «интеллектуальный капитал», следует выделить следующие его особенности:
- интеллектуальным капиталом определяются главные тенденции экономического роста;
- формирование интеллектуального капитала предполагает все более значительных затрат от человека и целого общества;
- интеллектуальный капитал, представленный знаниями, навыками и опытом может накапливаться постоянно;
- накопление интеллектуального капитала вызывает повышение его доходности до определенного уровня, а затем резкое снижение;
- инвестициями в интеллектуальный капитал обеспечивается получение более высокого дохода его обладателем;
- более качественными и длительными инвестициями в интеллектуальный капитал обеспечивается более высокий и долговременный эффект;
- использование интеллектуального капитала всегда контролирует сам индивид вне зависимости от источника инвестиций на его развитие;
- функционирование интеллектуального капитала и степень отдачи от его применения обуславливает свободное желание субъекта, его индивидуальные интересы и предпочтения, его материальная и моральная заинтересованность и мировоззрение.
Интеллектуальный капитал представлен социально-экономической системой, которую характеризуют специфические свойства. Основа интеллектуального капитала – способность человека к труду, создание при этом прибавочной стоимости. Иными словами, личность работника, уникальность его свойств – интегральный показатель качественного развития интеллектуального капитала.