Понятие и сущность образовательного менеджмента
Образовательный менеджмент является специфической и узконаправленной управленческой наукой, в которой сочетаются общие положения таких научных и исследовательских дисциплин, как психология и педагогика, социология управления и менеджмент, а также некоторые положения маркетинговой сферы.
Рынок образовательных услуг в России, его масштабы и возможности очень часто попросту недооцениваются. Это обусловлено тем, что в течение длительного времени в нашей стране действовала концепция бесплатного образования. Ее элементы присутствуют в РФ и по сей день, и многие исследователи испытывают сложности в объективной оценке образовательной среды. Ее считают недостаточно обоснованной, образование оценивалось на среднем уровне. Однако образовательные услуги сегодня намного шире, и предоставляются они в нескольких формах:
- Государственные вузы и школы;
- Коммерческие учебные заведения;
- Частные школы и институты;
- Курсы повышения квалификации и переподготовки;
- Дополнительное образование, в частности в сфере менеджмента;
- Дистанционные формы обучения с использованием ультрасовременных онлайн-технологий;
- Интеграция с зарубежными вузами, благодаря которой российское образование вышло на международную арену и заявило о себе как об одной из самых востребованных форм обучения у россиян и иностранных студентов.
При этом количество специалистов крайне мало. Далеко не все внедряются в менеджерскую сферу, интересуются новыми технологиями и методиками управления. Не все способны решать вопросы развития новых научно-исследовательских направлений и инновационных методик. Образовательный менеджмент претерпевает немало изменений, некоторые обусловлены именно с идеологической составляющей. Современная система образования, посредством обновленного Закона получила в качестве своей основной задачи не просто дать обучающемуся необходимые знания, но и сформировать личность, способную самостоятельно ориентироваться в огромном потоке информации, извлекать нужные знания, получать новые навыки и умения под присмотром опытных педагогов. Таким образом, основная цель современного педагога – научить своего подопечного учиться. Данные изменения повысили роль не только самого педагога, но и роль ученика.
Образовательный менеджмент может быть выражен в нескольких определениях. Во-первых, это управление образовательной средой, куда входит комплекс мер и решений, напрямую связанных с руководством учреждениями в сфере образования и соответствующими образовательными системами. Во-вторых, образовательный менеджмент – это особый вид деятельности. Она направлена на развитие организации посредством образования сотрудников, расширения педагогических функций компании, а также благодаря формированию корпоративной культуры предприятия. Перед руководством стоит одна из важнейших задач – это привлечение персонала к инновационной деятельности.
Несмотря на курс на развитие, некоторые организации все еще находятся на достаточно низком уровне развития. Все дело в устойчивом консерватизме. Недостаточная подготовка к любым изменениям и трансформациям ведет к тому, что у предприятий и руководства нет четкого представления о будущем. Из-за этого многие компании все еще находятся на низком уровне развития, и это влияет на их место и конкурентоспособность.
Принципы и идеологические аспекты реализации менеджмента в образовании
Быть менеджером в образовательной организации и, соответственно, руководителем образовательного процесса, значит очень многое:
- Во-первых, перед менеджером стоит задача выполнять необходимую обществу работу.
- Во-вторых, перед менеджером стоит задача формирования общественного мнения о деятельности образовательных организаций.
- В-третьих, менеджер должен заниматься делом, в основе которого лежат высокие моральные и этические аспекты.
Работа в престижной отрасли влияет на собственные ощущения. Испытывать принадлежность к чему-то большему – это часть мотивации личности. Иногда материальная составляющая уходит на второй план, когда помимо финансового успеха у человека впереди имеется перспективы всеобщего признания.
Менеджмент в сфере образования опирается на несколько принципов. Причем, часть из них – это чисто менеджерские установки, а часть имеют ряд специфических черт и особенностей. Безусловно, сформулированные принципы отражают отдельные аспекты управленческой теории и практики, но из них складывается общее впечатление о деятельности образовательной системы, ее масштабах и требованиях, которые предъявляются к сотрудникам и будущим специалистам.
Первый принцип – это доверие и уважение к человеку. Он является системообразующим, а ряд исследователей называют егоосновополагающим. Он отражает ведущую идею образовательной аксиологии. Принцип трансформируется в более духовную основу. Он является своего рода фундаментом функционирования образовательного предприятия. Если этот принцип сделать основным, то многие процессы будут оптимизированы и направлены на совершенствование деятельности человека.
Второй принцип – это целостность взглядов. Когда в организации имеется особая система ценностей, то все ее сотрудники должны быть ориентированы на достижение единого результата. Руководители работают над идеологической составляющей стратегии деятельности организации, а также тщательно прорабатывают ее миссию и ее ценности. Это очень важно, поскольку у каждого сотрудника могут быть мотивы и потребности, цели и переживания, но крайне важно адаптировать их под потребности и цели организации. Тогда повысится общая удовлетворенность работой.
Следует упомянуть еще один принцип - принцип целевой гармонизации и педагогической целенаправленности подразумевает, что все решаемые в процессе управления задачи должны быть ориентированы на достижение ключевой цели, стоящей перед образовательными организациями как социальным институтом. Таким образом, идеологическая составляющая проходит красной нитью через все принципы и элементы образовательного менеджмента.