Будучи самостоятельным субъектом предпринимательской деятельности, любая организация свободна при выборе контрагентов. В связи с этим возникает определенная ответственность в вопросе определения лиц, с которыми организация планирует вступать в отношения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. Данная ответственность заключается в том, что хозяйственные связи с контрагентами сопряжены с проявлением разного рода рисков.
Ключевые риски контрагентов связаны с различными мошенническими действиями: нарушение срока поставки, качества, номенклатуры, цен и условий поставок. В случае покупателя это может выражаться в нарушении срока и порядка оплаты, изменении ранее согласованных цен и объема закупки. Мошенничество поставщиков может проявляться в хищении денежных средств, полученных от покупателей, с применением разных способов манипуляций и обмана.
Вместе с тем, организация-налогоплательщик несет и налоговый риск. Зачастую приобретение продукции или услуг у «недобросовестного» контрагента становится причиной для отказа в вычете по НДС и в праве учесть понесенные расходы для расчета налога на прибыль. В этом случае налоговый орган может отнести «излишние» расходы и вычеты к «необоснованной налоговой выгоде». Подобные претензии со стороны налогового органа грозят налогоплательщику доначислениями по налогу на прибыль и НДС, штрафами и пенями.
Риски, связанные с контрагентами
При работе с контрагентами организация может сталкиваться со следующими видами рисков:
- неисполнение обязательства возврату коммерческого кредита в случае рассрочки или отсрочки платежа, предоставленных контрагенту;
- неисполнение обязанности по поставке товаров по завершению срока, оговоренного в контракте;
- неисполнение или несвоевременное исполнение обязанности по возврату экспортного кредита;
- неисполнение обязанности принять право собственности на отгруженные контрагенту товары;
- невозврат авансового платежа в случае нарушения сроков поставки продукции, оказания услуг.
Основными причинами возникновения контрагентского риска можно назвать:
- несостоятельность контрагента, наличие признаков банкротства;
- политические события;
- авария, катастрофа, пожар, стихийное бедствие, которые повлекли длительную остановку производства контрагента.
Признаки недобросовестности контрагента
- отсутствие контрагента по его юридическому адресу;
- осуществление контрагентом деятельности, не соответствующей учредительным документам;
- средняя численность персонала составляет 1 человек;
- у контрагента нет необходимых для хозяйственной деятельности расходов, например на оплату аренды офиса или склада, услуг связи и Интернет;
- контрагент не сдает в течении нескольких периодов обязательную налоговую отчетность.
Если контрагент имеет перечисленные признаки недобросовестности (один или несколько), можно с уверенностью утверждать о признании контролирующими органами полученной по сделке с ним налоговой выгоды необоснованной.
Риски контрагентов — это внешние риски, для снижения вероятности их появления и негативных последствий при их наступлении организации следует разработать методику проверки контрагентов и выработать систему контроля операций с поставщиками, заказчиками, подрядчиками и потребителями.
Способы проверки контрагента
- Запрос у контрагента копий учредительных документов до заключения сделки. На основании полученных данных целесообразно сформировать выписку из единого государственного реестр, доступную на открытых информационных ресурсах. Данная выписка содержит не только сведения о юридическом адресе, директоре и учредителях компании, основных видах деятельности, но и данные о нахождении юридического лица в стадии ликвидации.
- Анализ картотеки арбитражных дел, доступной на открытых информационных ресурсах, на предмет участия контрагента в судах и разбирательствах.
- Поиск открытых исполнительных производств в базе данных, доступной на открытых информационных ресурсах.
- Проверка у контрагента наличия действующей лицензии, необходимой при осуществлении отдельных видов деятельности.
- Проверка контрагента по реестру недобросовестных поставщиков, доступного на открытых информационных ресурсах.