Общая характеристика управления человеческими ресурсами
Развитие взглядов на управление человеческими ресурсами – это процесс эволюционных преобразований в вопросах управления деятельностью наемных сотрудников в организациях на разных этапах исторического становления общества.
В современных исследованиях можно встретить близкие по смыслу, но не полностью совпадающие понятия:
- персонал,
- кадры,
- человеческие ресурсы,
- трудовые ресурсы.
В состав управления человеческими ресурсами как отдельной области менеджмента обычно включаются такие виды деятельности:
- определение потребности в персонале по различным профессионально-квалификационным группам;
- анализ рынка труда;
- отбор, подбор и первичная адаптация сотрудников;
- организация труда;
- управление производительностью;
- обеспечение нормальных условий труда;
- разработка мотивационных и стимуляционных систем;
- проектирование систем оплаты труда;
- разработка и осуществление социальной политики предприятия;
- предупреждение и устранение конфликтов.
Отличие «персонала» и «кадров» от ресурсов заключается в том, что эти слова чаще употребляются применительно к личному составу учреждения, предприятия, организации (причем «кадры» - к основной, штатной части персонала). «Человеческие ресурсы» же понимаются более обобщенно, как некий потенциал – например, «человеческие ресурсы региона», из которых предприятие может привлечь сотрудников. Хотя можно встретить и трактовку «человеческие ресурсы организации». В целом вопрос терминологии до сих пор сохраняет дискуссионность.
В любой трактовке ясно, что «управление человеческими ресурсами» - это управление, объектом которого являются люди, связанные с рассматриваемой организацией реальными или потенциальными трудовыми отношениями. Восприятие этих людей, их значения для компании неоднократно менялось на протяжении веков общественного развития.
Трансформация подходов к управлению человеческими ресурсами до XX века
История управления насчитывает несколько тысяч лет. Первая управленческая революция произошла 4-5 тысяч лет назад в рамках древних цивилизаций Египта и Шумера. Постепенно жрецы (священники) стали религиозными функционерами, ответственными за сбор налогов и некоторые «национальные проекты», такие, как ирригация или строительство пирамид. Исторические свидетельства доказывают, что в древних организациях уже была формальная структура с выделенными иерархическими уровнями управления.
Постепенно управленческая структура усложнялась. Можно отметить, что в древних организациях было меньше руководителей (в том числе «среднего звена»), чем в современных. Нормы управления (число непосредственных подчиненных каждому руководителю) были существенно выше. Все важные решения принимали непосредственно руководители высшего звена, и очень многое зависело от их личностных качеств.
Первая формальная система администрирования сложилась в Вавилоне и была закреплена Кодексом Хаммурапи. Она ознаменовала переход от религиозно-коммерческого управления к светско-административному.
Следующая веха развития – строительно-производственное управление, переход к которому произошел благодаря царю Навуходоносору, возродившему строительство сложных объектов (висячие сады и т.д.) и уделявшему внимание эффективным методам организации работы зернохранилищ и текстильных мануфактур (включая контроль качества).
В Средние века на становление управления человеческими ресурсами оказали значительное влияние армия и церковь (в первую очередь – Римская католическая церковь).
Развитие европейского менеджмента ускорилось и приобрело регулярный характер после промышленного переворота XVIII-XIX веков. На место собственника-руководителя пришел наемный управляющий. Менеджмент превратился в самостоятельную отрасль знания, стал увеличиваться масштаб организаций, что потребовало разработки новых методов управления персоналом.
Эволюция концепций управления человеческими ресурсами в XX веке
В XX веке можно выделить несколько этапов эволюции управления человеческими ресурсами:
- 1920-1940-е – технократический менеджмент, характеризующийся внедрением рациональных процедур управления кадрами, введением равной системы оплаты труда и усилением внешнего контроля. В концепции Тейлора труд рассматривался как индивидуальная деятельность, поэтому влияние коллектива на сотрудника сугубо негативно. Менеджмент рассматривал человека не как личность, а как носителя трудовой функции (реализация которой измеряется через затраты рабочего времени),
- 1950-1970-е – происходит перестройка организаций и систем управления трудом под действием новой техники и технологии. Происходит усложнение мотивационных механизмов, переориентация на повышение квалификации и творческое развитие. Получает развитие социальное партнерство, распространяются альтернативные (индивидуальные и гибкие) варианты занятости. Человек уже воспринимается как субъект трудовых отношений, элемент организации,
- начиная с 1980-х в человеке видят триединство компонентов: трудовая функция, социальные отношения и личность. Люди превращаются в ключевой ресурс и социальную ценность. Компании уделяют все больше внимания стратегическому, инвестиционному подходу к формированию и развитию людей на предприятии, не только их профессиональному обучению, но и личностному росту. Революционной стала японская модель управления человеческими ресурсами, опирающаяся на всестороннее внимание к работникам, высокую трудовую мораль и коллективные ценности. Японская модель большое значение придает корпоративной философии и организационной культуре, сильно влияющим на поведение работников. В США подход к человеческому капиталу более прагматичный, любые вложения оцениваются через призму ожидаемого увеличения прибыли.