Понятие комплексной стратегии
Разработка комплексной стратегии антикризисного управления – это важный этап стратегического управления, позволяющий преодолеть кризисные явления.
Слово «стратегия» изначально применялось к войне, боевым действиям. Толковый словарь Ожегова как основное дает определение: «Наука о ведении войны, искусство ведения войны», - и лишь как «переносное» предлагает: «Искусство руководства общественной, политической борьбой, а также вообще искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах».
Применительно к ведению бизнеса – видимо, проследив аналогию с агрессивным бизнес-окружением – использовать термин «стратегия» начали во второй половине XX века, после выхода работы А. Чандлера «Стратегия и структура: Главы из истории американского промышленного предприятия». А. Чандлер утверждал, что «стратегия определяет долгосрочные цели предприятия, намечает действия и размещает необходимые для решения поставленных задач ресурсы».
В настоящее время взгляды и подходы к понятию стратегии весьма разнообразны. Так, в работе «Школа стратегий» (авторы Г. Минцберг, Б. Альстрэнд и Д. Лэмпел) приводится десять школ, характеризующих стратегию с различных сторон. Рассмотрим некоторые варианты определений.
Американский исследователь Игорь Ансофф утверждал, что «стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности».
Российские исследователи в большинстве своем пользуются переводами определений, данных зарубежными коллегами. Так, например, А .В. Брыкин придерживается определения Г. Минцберга и Д. Лэмпела, которые определяют стратегию как пять «П»:
- план, руководство, ориентир или направление развития из настоящего в будущее;
- принципы поведения или модель поведения;
- позиция;
- перспектива;
- прием, маневр с целью перехитрить соперника.
Внутренняя структура стратегии в настоящее время усложняется. Исследователи стремятся выделить в ней отдельные части, сформировать правила определения стратегии, определить базовый набор компонентов.
Понятие антикризисного управления
Управляя системами в состоянии дисбаланса и неравновесия, руководители должны освоить практические навыки прогнозирования и распознавания кризисов, минимизации их негативных последствий. В состав антикризисного управления входят методы, применяемые в разных функциональных управленческих подсистемах:
- методы экономического анализа,
- социальные технологии,
- разработка сложных проектов,
- прогнозирование,
- построение планов реорганизации и реструктуризации и т.д.
Специфика антикризисного управления обусловлена потребностью в принятии сложных управленческих решений при действующих ограничениях на финансовые средства, в условиях значительной неопределенности и риска. Поэтому антикризисное управление как деятельность менеджера включает в себя знания и результаты практического опыта, направленные на оптимизацию регуляции системы, выявление потенциала развития и скрытых ресурсов в сложное для компании время.
Само по себе возникновение кризиса рассматривается как нормальное явление.
Кризис – это этап развития социально-экономической системы, позволяющий устранить неравновесия и напряжения и выражающийся в крайнем обострении противоречий, порождающем угрозу жизнестойкости системы.
Кризис может быть вызван разными причинами:
- объективными, которые связаны с циклом развития системы, потребностью в реструктуризации или модернизации, воздействием факторов внешней среды,
- субъективными, которые отражают ошибки менеджмента, несовершенство организации производства и недостатки политики компании.
Последствия кризиса включают проблемы, ситуации и возможные состояния системы, характеризующиеся резкими изменениями, обновлением организации или ее распадом, оздоровлением или возникновением нового кризиса. Последствия кризиса зависят как от его типа, характера, уровня проявления факторов, так и от выбора методик антикризисного управления, которое способно сгладить негативные явления и способствовать их преодолению – или, напротив, послужить катализатором возникновения нового кризиса.
Виды стратегий в антикризисном управлении
Укажем основные виды антикризисных стратегий:
- начальная стратегия. Ее цель – обеспечить сдержанный рост для выхода предприятия на оптимальную эффективность. Позиция руководства – наблюдательная по отношению к повышению темпа развития. Основная задача, стоящая перед менеджерами – выявить и ликвидировать узкие места, что в будущем позволит реализовать настойчивую наступательную стратегию,
- стратегия проникновения. Она ориентирована на то, чтобы углубленно проникнуть на рынок путем осуществления дополнительных усилий в вопросах увеличения темпов роста продаж. В рамках данной стратегии по мере необходимости практикуются слияния и поглощения,
- стратегия ускоренного роста. Эта стратегия предназначена для максимального использования внешних и внутренних возможностей. Именно этот этап характеризуется полным использованием ресурсов, ростом доходов, превышающим рост объема продаж, приближением доли рынка к целевой, поэтому перед руководителями стоит задача производить его как можно дольше,
- стратегия переходного периода. Эта стратегия предназначена для обеспечения перестройки и перегруппировки деятельности организации после ускоренного роста. Важно ориентироваться на быстрое вхождение в новую фазу роста, без длительного периода стагнации. В этой стратегии нужно отказаться от новых производств, обеспечить режим экономии,
- стратегия стабилизации и выживания. Применяя стратегию стабилизации, организация стремится выровнять объем прибылей и продаж с заделом на их дальнейшее повышение, то есть переход к стратегии роста. Стратегия выживания является сугубо оборонительной и уместна при полном расстройстве экономического состояния предприятия, при приближении к банкротству.