Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Разработка карты бизнес-процесса

Определение 1

Карта бизнес-процесса - это визуальный инструмент, который позволяет участникам бизнес-процесса сформировать единое понимание его основных шагов, границ, рисков, функций и узких мест.

Теоретические основы картирования

В наше время разработано и применяется на практике большое количество методов управления качеством. В частности, широкое распространение получил такой метод, как картирование. Оно представляет собой составление карты или блок-схемы действий, операций процессов.

Особенностью картирования является то, что карта бизнес-процесса составляется на основе того, как этот процесс осуществляется в реальной жизни, а не по документам.

Подготовкой составления бизнес-процесса является выполнение следующих действий:

  • изучение существующих нормативных документов по бизнес-процессу;
  • интервьюирование участников бизнес-процесса и выяснение у каждого из них их целей и полномочий;
  • проведение совместной встречи со всеми участниками бизнес-процесса, уточнение границ бизнес-процесса, фиксация всех выполняемых в ходе бизнес-процесса шагов;
  • фиксация схемы бизнес-процесса, ее согласование со всеми участниками бизнес-процесса и ее утверждение нормативным документом.

Картирование преследует различные цели. Во-первых, оно способствует внедрению в организации процессного управления, благодаря которому визуализируются все процессы и тем самым, выявляются ошибки. Во-вторых, с помощью картирования можно оптимизировать бизнес-процесс (для этого изучают текущее состояние процесса, ищут идеи для его улучшения, формируют целевую схему).

Различают несколько типов карт в соответствии с целями их использования. Для уже имеющихся процессов применяют кросс-функциональные карты или карты событийных цепочек; иногда блок-схемы заменяют на таблицы. Для оптимизации применяют диаграмму спагетти или карту потока создания ценности.

«Разработка карты бизнес-процесса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Первоначально картирование осуществлялось на бумаге. Но сейчас почти все предприятия используют программное обеспечение для разработки карт. Оно, как правило, включает в себя стандартизированный набор символов для обозначения различных объектов (завершение, подпроцесс, процесс, подготовка, решение, выбор направления, приостановка, сохранение данных, документ и др.).

Порядок и принципы разработки карты бизнес-процесса

Разработка карты бизнес-процесса начинается с его описания. Обычно выделяют функции структурных подразделений, исполнителей, сроки и периодичность, должностные инструкции, регламенты, организационную структуру. При этом должна использоваться именно та методология, которая принята в организации.

Далее определяют цели бизнес-процесса. Разработчикам нужно обеспечить их связь со стратегическими и тактическими целями предприятия. Обычно это достигается в результате декомпозиции целей.

При разработке карты бизнес-процесса нужно учитывать, что она будет исполнять роль стартовой точкой для выполнения в последующем работ по моделированию, анализу и оптимизации бизнес-процесса. Бизнес-процесс при помощи карт достаточно обобщенно описывается с использованием графической нотации. В то же время карта отображает устройство бизнеса предприятия.

При разработке карты бизнес-процесса, нужно учитывать следующие основные принципы ее составления:

  • подразделение бизнес-процесса на управляющие операции, основные операции, обеспечивающие операции, операции развития;
  • создание основных операций бизнес-процесса согласно основным видам продукции предприятия;
  • контроль соизмеримости представления операций бизнес-процесса по сложности, значимости, уровням детализации и т. мд.;
  • проверка карты бизнес-процесса с точки зрения полноты при помощи референтных моделей.

Во время разработки карты бизнес-процесса рекомендуют использовать разработанную заранее матрицу целевых сегментов бизнеса. Данная матрица содержит в себе сведения об основных клиентах, о продуктовых и сервисных линиях предприятия, о критических факторах успеха, об основных этапах жизненного цикла создания продукции.

Карта бизнес-процесса должна удовлетворять следующим требованиям:

  • полнота карты, т. е. укрупненное отражение всей деятельности предприятия в рамках модели;
  • прозрачность карты, т. е. обеспечение прослеживаемой взаимосвязи между операциями бизнес-процесса;
  • отсутствие на карте дублирования и пересечения операций бизнес-процесса;
  • узнаваемость карты, т. е. идентификация топ-менеджерами в разработанной модели своего предприятия и тех операций бизнес-процесса, за которые они отвечают;
  • эргономичность карты, которая предполагает читабельность удобной в работе модели.

Успешной разработке бизнес-процесса способствует его проработка в обратном направлении от результата до исходной точки. При использовании карты следует ее анализировать, в частности, путем получения отзывов ото всех участников бизнес-процесса. Благодаря этому расширяются возможности для формулирования и реализации альтернативных и предпочтительных путей эффективного выполнения бизнес-задач предприятия.

Таким образом, разработка и использование карты бизнес-процесса помогает предприятиям обеспечивать соответствие международным стандартам ISO 9000 и ISO 9001 в области системы менеджмента качества. Кроме того, идентифицируются узкие места в рабочем процессе, ускоряются процессы обмена информацией и принятия решений, следовательно, создаются предпосылки для повышения качества.

Дата написания статьи: 17.10.2022
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot