Организационная структура управления
Организационная структура управления представляет собой форму разделения и кооперации в осуществлении управленческой деятельности, в процессе которой осуществляется процесс управления, сконцентрированный на достижение целей предприятия.
На предприятиях с устоявшейся организационной культурой, она существует в отдельности от людей и может активно воздействовать на всех членов компании, при этом меняя их поведение в соответствии с характерными для нее нормами и ценностями.
Организационная культура может оказывать большое влияние на следующие показатели:
- Показатели производства и долгосрочная эффективность предприятия,
- Отдельные сотрудники и их качества (моральные качества, преданность идеям компании и др.),
- производительность труда;
- эмоциональную устойчивость и уровень физического здоровья персонала.
Создавая или изменяя существующую организационную культуру, нужно добиваться всеобщего понимания и усваивания ценностей персоналом предприятия, обеспечив при этом соответствующее проявление организационных ценностей в рамках компании.
Для того, что бы достичь поставленных целей и выполнить соответствующие задачи, управленцу необходимо создать организационную структуру (организационная система управления) организации.
Организация и управление работой организации осуществляется непосредственно аппаратом управления, структура которого определяет состав и связь между его подразделениями, а также суть возложенных на них функций.
Признаки структуры
В рамках структуры принято выделять некоторые элементы:
- Звено,
- уровень управления;
- связи, осуществляемые в процессе управления (горизонтальные и вертикальные, линейные и функциональные).
Признаками структуры являются:
- Специализация и разделение труда,
- Кооперация и централизация (децентрализация) процесса,
- Осуществление делегирования полномочий,
- координация деятельности и применение норм управляемости.
- Организационная структура управления включает в себя структуру аппарата управления организации и ее производственную структуру (структура субъекта и объекта управления).
Производственная структура является частью организационной структуры, которая отвечает за производство нового продукта. Первичной производственной единицей в качестве признака структуры воспринимается индивидуальное рабочее место сотрудника.
Все рабочие места объединяются в производственные группы или участки. Носители организационной культуры – люди, что является главным ее признаком.
Производственная структура предприятия включает систему основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений компании, которые обеспечивают переработку «входа» системы в ее «выход», то есть готовую продукцию с параметрами, которые заданы в бизнес–плане.
Типы организационных структур
Существуют следующие типы организационных структур управления.
Иерархический (бюрократический) тип включает в себя:
- Линейную (тип прямого подчинения, характерный для средних и мелких компаний),
- Функциональную (каждая единица структуры специализирована на выполнении какой-либо одной функции),
- линейно–функциональную (руководство производством осуществляется как линейным аппаратом управления, так и функциональной службой);
- дивизиональную (сочетает в себе централизованную координацию с контролем действия посредством централизованного управления),
- штабную структуру (руководство посредством специальных подразделений, промежуточный этап в процессе перехода от линейного к функциональному управлению).
Органический тип состоит из проектной, матричной структуры.