Представление об инновациях в организации
Инновационный менеджмент как перспективное направление классического менеджмента возникло сравнительно недавно. Деятельность инновационного менеджера связывают с координацией и контролем новшества в организации. Новшества стали применяться на предприятиях под влиянием научно — технической революции. Технологический прорыв прошлого века определил популярность инновации во всех направлениях и сферах деятельности. Прошлый год стал определяющим в развитии российских инновации.
На государственном уровне данный вид деятельности получил мощную поддержку. Во всех регионах применялись стимулирующие меры по внедрению инновации. Они показали свою эффективность и теперь приняты в качестве основных. Многие регионы отразили свою инновационную привлекательность для российских и иностранных инвесторов. Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели с большим удовольствием внедрили в работу инновационные разработки. Возникновение инновационного менеджмента можно рассмотреть в несколько этапов.
Этапы формирования инновационной структуры на предприятиях
- Инновации воспринимаются как новый продукт или услуги
- Изменению подвергается производство
- Инновации затрагивают изменение рынков сбыта
- Новшества привносятся в сырье и материалы
- Новшества в организационной структуре предприятия, его масштабе
- Инновации связывают с техническим прогрессом
Инновации как новый продукт или услуга
Первоначально, на этапе возникновения, инновации воспринимались руководителями как новый продукт или услуга. До революционных времен производство было традиционным. Каждое предприятие было похоже на конкурента. Существенные отличия были лишь в количестве работников. Поэтому возникновение нового товара или услуги воспринималось как инновация. Руководители, которые пробовали новшество, назывались авантюристами. Со временем, ближе к военным годам возникает новый этап развития инновации — производственная новация.
Инновации на производстве
В военные годы бытовое производство практически исчезло. В это сложное время, сотрудники работали не для развития предприятий, а для обеспечения военных нужд. Ценилось не только качество, но и скорость работы, ее эффективность. Каждый сотрудник стремился привнести в работу эффективность. Возникли производственные инновации. Они определили дальнейшее развитие производства, но военные действия закончились и необходимо было восстанавливать утраченные резервы. Возникли инновации рынков сбыта.
Сбытовые инновации
Возникновение сбытовых инновации связано с послевоенным временем. Прежде всего, это связано с тем, что военная промышленность выпустила очень много продуктов для фронта, которые остались не востребованными. Поэтому советским специалистам по сбыту пришлось приложить много усилий чтобы адаптировать производство и сбыт к мирной жизни. После того, как продукты военного времени были распроданы, встал вопрос о производстве новых. Приобрели популярность сырьевые инновации.
Инновации сырья и материалов
В военное и послевоенное время наблюдался дефицит многих бытовых товаров. Активная внешняя политика позволила провести успешные переговоры с партнерами и закупить необходимые для производства материалы. Сырье и материалы были различного рода, потому что потребность ощущалась во всем. Привлеченных ресурсов оказалось достаточно для того, чтобы восстановить производство. Но, масштаб существующих предприятий оказался маленьким. Предприятия стали расширятся. Появилось большое количество людей, которые хотели трудоустроиться. Так возникли организационные инновации.
Организационные инновации
Маленькие предприятия не в силах были вместить всех желающих и трудоустроить их. На государственном уровне было принято решение о повсеместном предоставлении рабочих мест, открытии новых производств. Стали появляться новые цеха и отделы, развиваться производства различных товаров. Рынок был насыщен и даже перенасыщен. Поэтому руководители впервые задумались о партнерстве с иностранными предприятиями.
Инновации технологического свойства
Тесное общение с иностранными партнерами возымело свое положительное действие. Стали образовываться альянсы или союзы. Стал происходить информационный обмен. Внедряться и заимствоваться разработки зарубежных партнеров. Инновации стали более объемным понятием. Они перестали быть только новшеством. Инновации стали восприниматься еще и как техническая новинка, технология, процесс, модель метод.
Особенности инновационных структур в организации
- Высокая стоимость инновационного сырья
- Сложность работы специалистов инновационного отдела
- Высокий спрос на инновационные продукты
- Быстрое устаревание инновационных услуг
- Низкий уровень адаптации инновационных структур