Организация как система процессов управления
Процесс и методы управления предприятием – это инструментарий решения стоящих перед руководством компании задач, подкрепленный теоретической базой и практическими наработками.
В любой компании в каждый момент ее функционирования протекает огромное количество процессов, имеющих разное назначение и характеристики.
Под процессом понимают совокупность действий, ориентированных на то, чтобы преобразовать ресурсы в результаты (обычно это продукция или оказываемые услуги).
Ключевые процессы в организации при реализации общего подхода можно разделить на две категории:
- информационные,
- материально-вещественные.
Обычно в организациях имеют место процессы обеих групп, но – в зависимости от сферы деятельности – преобладающими будут либо материально-вещественные (к примеру, если предприятие производит материальную продукцию из сырья и материалов), либо информационные (к примеру, в консалтинговых компаниях, для которых сбор, переработка и продажа знаний являются основным видом деятельности).
Протекающие в организациях процессы можно классифицировать по другому основанию – по роли в формировании новых ценностей. По этому критерию выделяют три группы процессов:
- основные, или первичные. В эту категорию входят все работы, связанные непосредственным образом с производством продукции или услуг, а также обеспечением жизнедеятельности компании,
- обеспечивающие, или вторичные. Их задача – поддерживать основные процессы, чтобы те были непрерывными и экономичными,
- инфраструктурные (управленческие). К ним относят работы, связанные с установлением целей и направлений для процессов первых двух групп. Управленческие процессы формируют условия и задействуют факторы, требуемые для достижения организационных целей.
Для получения прибыли компания должна непрерывно контролировать издержки и ценности, создаваемые в звеньях цепочки формирования ценности. Все процессы нуждаются в корректировках в части повышения эффективности. Эти задачи решаются управленческими процессами, в результате которых принимается решение о действиях, запланированных к выполнению в организации. Этим определяется значение проектирования процессов в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Реализация управленческих функций связана с определенными затратами сил и времени, обеспечивающими переход управляемого объекта в желаемое или заданное состояние. Именно это является основным содержанием понятия «управленческий процесс». Чаще всего под этим термином понимают определенную совокупность действий управленческого характера, логично связанных друг с другом для обеспечения достижения целей за счет преобразования «входных» ресурсов в «выходную» продукцию или услугу.
Также процесс управления можно определить как совокупность циклических действий, состоящих в выявлении проблемы, поиске и организации выполнения принимаемых решений. Процесс принятия решений запускается начальным импульсом – информацией о состоянии подконтрольных параметров управляемого объекта. После того, как выработано и принято соответствующее решение, начинает осуществляться воздействие. Подача решения происходит в виде оформленной информации – приказа, команды, плана, распоряжения и т.д.
Методы управления предприятием
В составе управления как направленного воздействия со стороны субъекта управления (управляющего органа) на объект управления для получения установленных результатов можно выделить следующие компоненты:
- прогнозирование,
- планирование,
- организацию,
- регулирование,
- контроль.
Под методом управления понимают совокупность способов и приемов воздействия на объект управления.
У слова метод (от греческого «исследование») два значения:
- способ исследовать природные явления, путь установления истины и научного познания,
- способ, прием или образ действий.
Методы управления характеризуются огромным разнообразием. Они могут быть классифицированы по разным основаниям, в частности, по содержанию, направленности и организационной форме:
- направленность определяется объектом управления – им может быть предприятие в целом или его отдельное подразделение (департамент, отдел и т.д.). Также речь может идти о функции предприятия (производстве, маркетинге, инновациях, финансах, информации) или функции менеджмента (планировании, организации, мотивации и контроле),
- содержание методов управления отражается в специфике способов воздействия и приемов,
- организационная форма методов управления выражается в воздействиях на конкретную сложившуюся ситуацию. Они могут быть непосредственными (прямыми) или косвенными (постановка задачи с последующим созданием стимулирующих условий).
Основные группы методов управления:
- экономические методы. Эти методы состоят в использовании для управленческих целей экономических рычагов и инструментов, пригодных для целенаправленного воздействия на благоприятные условия развития и функционирования организации. В этих экономических рычагах и инструментах отражается социально-экономическая природа организации. Ключевое место при это отводится коммерческому расчету, состоящему в соизмерении результатов хозяйственной деятельности и затрат, необходимых для достижения этих результатов,
- организационно-распорядительные методы определяют порядок прямых директивных воздействий на объект управления. Часто в форме приказа, указания, распоряжения ставятся задачи, определяются сроки и средства их решения. В комплексе этих методов выделяют организационное и распорядительное воздействие,
- социально-психологические методы предполагают использование знания психологии человека и его поведения в социальной среде, какой является трудовой коллектив. С помощью этих методов формируются первичные коллективы, поддерживается морально-психологический климат, регулируются межличностные отношения в коллективе, осуществляются профессиональный отбор и профессиональная диагностика, обеспечивается развитие трудовой демократии,
- правовые методы сформировались в процессе создания и применения трудового законодательства и хозяйственного права,
- идейно-корпоративные методы основаны на воспитании, чаще всего личным примером или на примере отдельных работников, которые становятся носителями корпоративной идеологии и примером для подражания.