Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Методы управления затратами

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Экономика предприятия / Методы управления затратами
Определение 1

Управление затратами - это процесс рационального управления использованием и потреблением ресурсов при производстве и реализации продукции.

Классификация и условия применения методов управления затратами

Управление затратами предполагает совместную реализацию всех управленческих функций, для чего современная экономическая наука предлагает разнообразные приемы, методы, образы и способы действий. Под методом управления принято понимать последовательность некоторых действий, которая определяет специфику реализации управленческой функции, позволяющую добиваться поставленных целей.

Замечание 1

Управление затратами на крупных предприятиях реализуется на основе различных методов, выбор которых зависит от целей управления и наличия условий их применения.

Основные методы управления затратами:

  1. Директ-костинг подразумевает разделение затрат на постоянные и переменные, при этом сумма постоянных накладных расходов не включается в себестоимость, а относится непосредственно к прибыли или убытку того периода, когда они произошли.
  2. Абзорпшн-костинг или метод распределения накладных расходов позволяет с высокой точностью установить размер накладных затрат, которые приходятся на единицу продукции. Себестоимость продукции рассчитывается суммированием всех затрат (включая накладные)
  3. Метод стандарт-кост подразумевает наличие на предприятии системы норм (стандартов). По каждому виду затрат (материальные, трудовые и другие) определяется обоснованная норма расхода (стандарт) ресурсов на единицу продукции.
  4. Метод ABC связан с выделением отдельных видов и операций в деятельности предприятия, требует дополнительного обучения персонала. Он может применяться только тогда, когда деятельность предприятия можно разбить на процессы или рабочие операции. Затраты предприятия определяются на основании суммирования затрат по соответствующим процессам и операциям.
  5. Таргет-костинг предполагает на основе заданных цен реализации изделий и планируемой прибыльности установление целевой себестоимости, которую в дальнейшем обеспечивают усилия различных служб фирмы. Применение данного метода требует наличия тесного горизонтального взаимодействия различных функциональных подразделений предприятия. При этом важно организовать постоянный контроль затрат и повышать надежность прогнозирования позиций предприятия в условиях рынка.
  6. Кайзен-костинг направлен на непрерывное, постоянное снижение затрат предприятия. Преимущественно этот метод используется при оперативном управлении себестоимостью и подразумевает непрерывные, относительно небольшие усовершенствования производственного процесса, способные в совокупности давать значительные результаты. Важным становится вовлечение в этот процесс каждого сотрудника, постоянное повышение качества работы с условием наличия эффективной системы мотивации.
  7. Метод анализа точки безубыточности основан на сравнении таких величин, как затраты, доход от реализации и получаемая прибыль. На основании их соотношения определяется выручка от реализации, которая при известной величине переменных затрат и постоянных затрат на единицу продукции способна обеспечить безубыточную деятельность или планируемые финансовые результаты. Условием применения этого метода является неизменная цена и отсутствие разницы между плановыми и фактическими постоянными и переменными затратами.
  8. Метод бенчмаркинга основан на сопоставлении состояния системы управления затратами предприятия с другими компаниями-лидерами для принятия дальнейших решений в сфере управления затратами. Ключевым условием применения данного метода становится правильное определение компании-эталона и наличие достоверной и полной информации относительно эталонных результатов и способов их достижения.
  9. Метод кост-киллинга нацелен на максимальное сокращение затрат в кратчайший срок без ущерба деятельности компании и дальнейших перспектив ее развития.
  10. Метода LCC-анализа, в рамках которого производится определение затрат на производство и реализацию конкретного изделия в течение жизненного цикла с дальнейшим сопоставлением соответствующих доходов. Применение этого метода в стратегическом управлении подразумевает точное и детальное маркетинговое описание состояния рынка и позиционирование продукции предприятия, а также четкую идентификацию стадий жизненного цикла продукции.

Готовые работы на аналогичную тему

Преимущества и недостатки основных методов управления затратами

Базовые методы управления затратами имеют недостатки, которые ограничивают их практическое применение, а также свои определенные преимущества.

Метод директ-костинг имеет ряд преимуществ:

  • возможность получить необходимую информацию из регулярной бухгалтерской отчетности, отсутствие необходимость создавать дополнительные учетные процедуры;
  • прибыль за конкретный период не связана с изменением постоянных накладных затрат при изменяющихся остатках запасов;
  • снижение трудоемкости разделения накладных затрат, возможность установить вклад изделий каждого вида в формирование общей прибыли фирмы;
  • возможность на основании выводов выбрать между собственным производством и внешней закупкой продукции.

Среди недостатков метода директ-костинг можно назвать то, что множество затрат нельзя однозначно отнести к переменным или постоянным. Кроме того, финансовый результат может быть искажен из-за заниженной или завышенной стоимости произведенной ранее продукции. Директ-костинг может создавать иллюзорную прибыльность технологически сложным, требующим значительных вложений проектам.

Метод стандарт-кост позволяет сформировать необходимую информационную базу для контроля и анализа затрат, дает наглядное отражение отклонений от плановых параметров формирования затрат. Преимуществом стандарт-костинга является минимальный объем учетной работы, которая связана с калькуляцией себестоимости, а также своевременность в обеспечении менеджмента информацией относительно ожидаемых затрат на производство. Среди недостатков стандарт-костинга можно назвать:

  • возможность применения для периодически повторяющихся затрат;
  • эффективность применения метода определяется составом и качеством нормативной базы;
  • отсутствие возможности устанавливать нормы по отдельному виду затрат.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Любовь Владимировна Мурлаева

Эксперт по предмету «Экономика предприятия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис