Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Методы и модели управления затратами

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Экономика предприятия / Методы и модели управления затратами
Определение 1

Управление затратами – это деятельность хозяйствующего субъекта по планированию, организации, анализу, контрою и учету операций, связанных с осуществлением затрат, которые связаны с производством и реализацией продукции.

Необходимость в управлении затратами обусловлена тем, что они являются одним из главных факторов, оказывающих влияние на финансовые результаты хозяйствующего субъекта (прежде всего, на прибыль, которая представляет собой разницу между выручкой и затратами). Поэтому особую важность приобретает выбор конкретной модели и конкретного метода управления затратами, поскольку они определяют особенности учета и оптимизации затрат.

Характеристика основных моделей управления затратами хозяйствующего субъекта

На данный момент основными моделями управления затратами, которые используются современными предприятиями, являются:

  • директ-костинг (Direct-costing);
  • абзорпшн-костинг (Absorption costing);
  • стандарт-кост (Standard-cost);
  • таргет-костинг (Target Costing);
  • кайзен-костинг (Kaizen costing);
  • кост-киллинг (Cost-killing).

Модель директ-костинга может использоваться предприятием в том случае, если оно разделяет свои затраты на постоянные и переменные. В этом случае постоянные накладные затраты относятся непосредственно на счет прибылей и убытков (речь в данном случае идет про тот период, когда они произошли). Т.е. в себестоимости продукции данной группы затрат нет.

Эта модель позволяет устранить зависимость конечного финансового результата предприятия от изменения остатков запасов (в виде постоянных накладных затрат). Хотя это способствует недостатку внимания, уделяемого к постоянным затратам, и некоторому искажению стоимостных показателей.

В отличие от директ-костинга модель абзорпшн-костинг предполагает включение в себестоимость продукции всех видов затрат (т.е. накладных затрат тоже). Для этого необходимо использовать специальные методы распределения накладных затрат на каждую единицу продукции.

Готовые работы на аналогичную тему

Благодаря данной модели финансовый результат предприятия приобретает большую точность, а выбор дополнительного заказа на снабжение или отказа от него становится более обоснованным. В то же время естественно происходит усложнение учетных и расчетных процедур, а итоговая фактическая себестоимость единицы продукции может быть установлена только в конце периода.

Отличительной чертой модели стандарт-кост является наличие системы стандартов (норм и нормативов затрат). По этим стандартам происходит специальный учет отклонений фактических затрат от нормативных (заранее определенных).

Менеджеры используют модель стандарт-кост, поскольку она своевременно обеспечивает большим объемом первичной информации для проведения аналитических работ. Однако для этого на предприятии необходимо сформировать соответствующую нормативную базу высокого качества.

Модель таргет-костинг заключается в предварительном задании цены реализации единицы продукции, желаемой величины прибыли предприятия и, следовательно, целевой себестоимости продукции. На обеспечение достижения заданных величин и направлена вся деятельность предприятия (т.е. организация постоянного применения, контроля, прогнозирования, правильное позиционирование себя на рынке и т.п.).

Японская модель кайзен-костинг преимущественно используется в оперативном управлении затратами и заключается в постоянном, непрерывном и всеохватывающем снижении величины затрат. Для этого нужно постоянно совершенствовать деятельность предприятия, прежде всего, за счет более полного вовлечения и стимулирования сотрудников.

В антикризисном менеджменте используется такая модель, как кост-киллинг. Её суть состоит в том, чтобы в кратчайшие сроки без ущерба для хозяйственной деятельности максимально снизить текущий уровень затрат. Для реализации подобной модели нужна решимость руководства предприятия и его полное информационное обеспечение.

Характеристика основных методов управления затратами хозяйствующего субъекта

На данный момент основными методами управления затратами, которые применяются современными предприятиями в рамках рассмотренных выше моделей, являются:

  • метод ABC (Activity Based Costing);
  • CVP-анализ (Costs-volume-profit);
  • бенчмаркинг затрат (Benchmarking);
  • LCC-анализ (Life cycle costing);
  • метод VCC.

Метод определения затрат предприятия ABC основывается на учете совокупности осуществляемых соответствующих бизнес-процессов и рабочих операций, которые составляют деятельность предприятия. Применение данного метода возможно только при расширении существующей на предприятии системы бухгалтерского учета.

В основе CVP-анализа, т.е. анализа точки безубыточности лежит сравнение трех ключевых для предприятия величин: его доходов, затрат и прибыли. В то же время необходимо установить объем реализации продукции, а также величины постоянных и переменных затрат предприятия на единицу продукции. Совокупность этих количественных данных позволит предприятию определить точку безубыточности своей деятельности и соответствующей ей планируемый финансовый результат.

Бенчмаркинг затрат заключается в сравнении состояния управления затратами на предприятии с предприятиями-лидерами данной отрасли/рынка. Результаты этого сравнения позволят руководству предприятия в дальнейшем принять соответствующие управленческие решения, реализация которых должна оптимизировать процесс внутреннего управления затратами.

В стратегическом управлении затратами часто применяется LCC-анализ. Он предполагает определение затрат предприятия в течение всего жизненного цикла его продукции. Только после ее реализации случившиеся затраты сравниваются с доходами, полученными по итогу этой операции.

Метод VCC – единственный метод, который анализирует затраты, находящиеся вне сферы прямого контроля хозяйствующего субъекта. Для его использования нужно полное знание, с одной стороны, конъюнктуры рынка, а с другой стороны, внутренних процессов предприятия.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Наталья Ивановна Тютюнник

Эксперт по предмету «Экономика предприятия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис