Процесс менеджмента представляет собой совокупность и непрерывную последовательность взаимосвязанный действий работников аппарата управления по реализации функций менеджмента, осуществляемых с помощью определенной технологии, и направленных на достижение цели организации.
Менеджмент как процесс управления
Менеджмент как процесс управления рассматривают по стадиям управления, по основным сферам деятельности фирмы, а также по выполняемым функциям управления.
- По последовательности и видам деятельности менеджмент делят на ряд стадий: стратегическое управление, оперативное управление и контроль.
Стратегическое управление – это выработка ключевых общефирменных целей; составление прогноза результатов развития рынка или отрасли, на которых фирма действует; анализ слабых и сильных сторон фирмы; выбор и оценку стратегии деятельности; формирование системы управления реализацией стратегии.
Оперативное управление можно определить как деятельность по реализации определенных целей, которая включает в себя:
- организация как форма создания определенной структуры и привлечения нужных ресурсов;
- выполнение функций управления в условиях созданной организационной структуры.
Контроль предполагает анализ достигнутых результатов - обратную связь и является исходной точкой нового цикла управления.
- управление стратегией или стратегический менеджмент;
- управление маркетингом или маркетинговый менеджмент;
- управление финансами или финансовый менеджмент;
- управление персоналом или кадровый менеджмент;
- управление разработками и исследованиями или инновационный менеджмент.
- тактическая, предполагающая поддержание устойчивости в функционировании организации;
- стратегическая, предполагающая это развитие фирмы и его перевод на качественно иной уровень.
Таким образом, ключевая задача менеджмента — сделать информацию, опыт, знания и нововведения производительной силой, что обеспечит успех фирмы на рынке.
Содержательная и информационная сторона процесса менеджмента
Процесс менеджмента носит циклический или спиралевидный характер, то есть процесс менеджмента начинается с момента определения взаимосвязей между объектом и субъектом управления и заканчивается лишь с исчезновением их.
Процесс менеджмента обычно рассматривают с двух точек зрения:
- с содержательной, проводя анализ содержания и последовательности деятельности на каждом этапе процесса управления;
- с информационной, при которой изучаются процессы обработки, передачи и хранения информации в системе управления.
В процессе менеджмента с содержательной точки зрения можно выделить ряд этапов: прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование, учет и контроль, анализ.
Процесс управления с информационной точки зрения представляет собой последовательность этапов:
- сбор первичной информации;
- ее регистрация, передача и сохранение на носителе информации;
- математическая и логическая обработка первичной информации, в результате чего получается синтетическая информация, которая может быть представлена в виде документа;
- предоставление синтетической информации субъекту управления;
- если субъект управления считает, что для принятия управленческого решения предоставленной информации достаточно, то осуществляется переход к пункту 6, в другом случае - происходит сбор дополнительной первичной информации, регистрация ее, обработка и предоставление вновь полученной синтетической информации субъекту управления;
- принятие субъектом управленческого решения;
- документальное оформление решения;
- архивация документов;
- доведение до исполнителей решения.
После этого исполнителями совершаются определенные действия, что приводит к обновлению первичной информации, изменению состояния управляемого и управляющего объекта.
Функции менеджмента, их взаимосвязь и динамизм
Любая организация для поддержания своего существования, реализации корпоративной цели выполняет разные виды деятельности, определяемые как функции. Первым ключевые виды управленческой деятельности формализовал и описал А. Файоль, который утверждал, что управлять – означает планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.
Выделение функций менеджмента осуществляется в сфере управления в результате разделения и специализации труда. Применяются разные классификации функций менеджмента.
Планирование представляет собой вид управленческой деятельности по определению целей и путей достижения их. Результат процесса планирования – это система планов, которая включает корпоративные, функциональные планы, планы персонала и т. д.
Организация характеризуется как вид управленческой деятельности по разработке управленческой структуры, распределению полномочий и разделению ответственности.
Мотивация представляет собой вид управленческой деятельности по побуждению людей к деятельности, которая имеет определенную направленность и цель.
Контроль - это форма управленческой деятельности по обеспечению достижения своих целей организацией.
Деятельность по выполнению функций – это процесс, требующий определенных затрат времени и ресурсов. Именно процессный подход к менеджменту позволил рассмотреть взаимосвязи и взаимозависимости функций управления.
Процесс менеджмента отражает рекомендуемую последовательность выполнения функций, или последовательность начальных действий по выполнению функций, поскольку осуществление обратной связи с многочисленными контурами приводит к одновременной реализации функций.
Данный цикл управления универсален по отношению к объекту управления - не только в целом к организации, но и к отдельным подразделениям, функциям, методам и т. п.
Взаимозависимость функций выражается в том, что качественное выполнение предыдущего этапа - важнейшее условие обеспечения качества выполнения следующего этапа (функции).
Связующими процессами в процессе менеджмента являются процесс принятия решений и коммуникаций. Все чаще в последнее время в состав связующих процессов исследователи определяют и процесс целеполагания, поскольку определение целей функционирования – это необходимое условие начала любой деятельности.
Процесс коммуникаций представляет собой процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Благодаря коммуникации менеджер получает информацию, необходимую ему для принятия решений, и доводит уже принятые решения до работников фирмы. Если на предприятии коммуникации налажены плохо, решения могут стать ошибочными.
Процесс принятия решений по сути - это выбор альтернативы. В процессе выполнения управленческих функций менеджеру приходится принимать достаточно много решений:
- в процессе планирования принимаются решения о постановке целей, определении необходимых ресурсов, выборе способов достижения целей;
- при осуществлении функции организации принимаются решения в части структуры производства и управления, организации производственного процесса, обслуживающего производства и вспомогательных служб, организации труда специалистов и рабочих.
Процесс мотивации состоит из установления и оценки неудовлетворенных потребностей, формирования целей удовлетворения потребностей, определения стимулирующих мер.
Функция координации основана на принятии решений по способам согласования деятельности отдельных структурных звеньев, применении технических средств связи и т. д.
Функция контроля предполагает принятие решений о том, что, как и когда контролировать, какие формы и виды контроля использовать, как проводить анализ полученной информации, а также решений по осуществлению корректирующих воздействий.
Процесс целеполагания представляет собой процесс по определению иерархии целей и их согласование с параметрами внутренней и внешней среды. Цель по своей сути - это предвосхищение результатов деятельности.
Динамизм функций менеджмента определяется необходимостью их подстройки на все возникающие изменения во внешней среде, которые сегодня приобретают турбулентный характер. Для этого необходимо освоить существующие методы и способы выполнения функций, использовать нестандартные решения, творческий подход к решению проблемы. Можно утверждать, что для поддержания высокого уровня интереса и удовлетворенности персоналом процессом и результатом труда, которые и являются базой мотивации, при применении методов, воздействующих на поведение работников важна новизна с элементами приятной неожиданности. Чем больше диапазон инструментов управления у менеджера, чем его понимание среды выше, тем эффективнее функционирование предприятия.
Итак, искусство менеджера заключается в постоянном и гибком реагировании на требования рынка, и которое реализовано может быть только благодаря применению научных методов менеджмента.