Проекты цифровой трансформации - это проекты, разработка и реализация которых направлена на расширение сферы применения цифровых технологий и на замену ими традиционных решений.
Необходимость реализации проектов цифровой трансформации в РФ
Социально-экономическое развитие Российской Федерации в настоящее время во многом зависит от того, как на практике реализуются, так называемые, проекты цифровой трансформации. Они ориентированы на масштабирование использования во всех сферах общественной жизни передовых цифровых (информационно-телекоммуникационных) технологий.
Наибольшей эффективности при реализации проектов цифровой трансформации обычно можно достичь за счет применения гибких Agile подходов. Их отличительной чертой является предусмотренная ими возможность внесения изменений в различные аспекты реализуемых проектов, в том числе, в виде адаптации к новым условиям внешнего окружения (т. е. под гибкостью понимается способность к изменениям и к их принятию).
На данный момент Российская Федерация находится в начале цифровой трансформации общества и государства. Однако во многих действующих нормативно-правовых актах закреплены нормы и подходы, которые по своей сути противоречат гибкой разработке продуктов и управлению проектами с применением гибких подходов. Речь, прежде всего, идет про изменение сроков, стоимости и состава проекта (продукта).
Причина подобной ситуации кроется в закреплении в нормативно-правовых актах подходов и практик, которые свойственны для классических подходов к управлению. При этом они устаревают с каждым днем.
Сущность проблем реализации проектов цифровой трансформации в РФ
Обзор деятельности государственных и коммерческих организаций по разработке и реализации в Российской Федерации проектов в результате применения гибких подходов свидетельствует о том, что главные проблемы в данной области связаны с наличием серьезных законодательных ограничений. Они в основном представлены государственными стандартами, которые регламентируют порядок и перечень документации, требуемой для составления, принятия и исполнения.
Эти документы по большей части по состоянию на сегодняшний день являются устаревшими. Они, в частности, не поддерживают итеративные гибкие подходы к разработке и развитию информационных систем. Хотя стоит отметить, что рассматриваемые стандарты не отрицают гибкие подходы.
Стоит отметить, что в стандартах нет прямого указания на применение исключительно водопадного подхода к разработке систем. Благодаря этому многие компании и организации сейчас успешно осуществляют гибкую разработку информационных систем, продолжая придерживаться этих стандартов. В то же время они все равно налагают ряд ограничений.
Также стоит обратить внимание на ряд действующих постановлений, принятых Правительством Российской Федерации, в которых изложены требования по использованию классического водопадного подхода к созданию и развитию государственных информационных систем. Это является еще одним препятствием на пути использования итеративных методов разработки.
Пути преодоления проблем реализации проектов цифровой трансформации в РФ
Несмотря на наличие изложенных выше законодательных ограничений для применения в Российской Федерации гибких подходов к управлению проектами цифровой трансформации, многие практикующие специалисты, которые давно работают в подобных условиях, дают другим менеджерам рекомендации, соблюдение которых позволит достаточно успешно применить гибкие подходы:
- требования к продукту, которые фиксируются в государственном контракте, стоит формулировать на достаточно абстрактном уровне, что предоставляет исполнителям работ свободу для различных маневров;
- требования рекомендуют разделять на отдельные логические блоки, что позволит сделать календарный план в соответствии с этапами, каждый из которых воплощает в действительности один из логических блоков этих требований;
- требования к продукту стоит отграничивать от других требований, которые предъявляют к техническим характеристикам работ (это, например, может быть сделано через составление отдельного приложения к государственному контракту или к техническому заданию);
- требования и, соответственно, техническое задание, могут быть дополнены и уточнены на каждом из этапов выполнения работ;
- техническое задание может быть сформировано не на всю разрабатываемую информационную систему, а на ее отдельные части;
- календарный план работ стоит формировать через его соотнесение с этапами выполнения работ по проекту, где каждый этап представляет собой реализацию определенного законченного функционала.
Кроме того, когда продукт проекта (т. е. некое цифровое решение) оказывается готовым для ввода в промышленную эксплуатацию, он может быть подвергнут испытаниям последовательно и по частям. Такой подход при соблюдении других выше перечисленных рекомендаций предоставит возможность для осуществления многократной поставки ценностей потребителю в течение определенного периода времени, быстрого получения обратной связи и достижения конечных целей заказчика проекта.
Таким образом, проекты цифровой трансформации не могут сейчас быть полностью и успешно реализованы в Российской Федерации из-за наличия ряда проблем. По большей части они связаны с законодательными ограничениями, которые вместо поддержки итеративных методов разработки информационных систем и цифровых технологий требует применения классического водопадного подхода к их созданию и развитию. Это, как правило, приводит к значительному отставанию фактически достигнутой эффективности от максимально возможной, что оборачивается потерями для социально-экономического развития страны.