Построение работы
Модель построения работы включает выделение таких предполагаемых элементов выполнения работы как:
- Операции для выполнения работы;
- Методы выполнения работы;
- Место работы;
- Время работы;
- Показатели выполнения работы;
- Взаимоотношения в ходе выполнения работы.
Представленные элементы определяются на основе системы Тейлора об изучении движений и времени. В данной системе определяется время на операцию и необходимые для ее выполнения действия. На рисунке 1 изображены модели проектирования работы.
проектирования работы">
Рисунок 1 – Виды моделей проектирования работы
Специализация и эффективность выполнения работы это базис ее построения.
Если работник обладает высоким уровнем специализации, то она быстрее осваивает необходимые операции, что приводит к сокращению рабочего цикла и созданию базы автоматизации.
В таком случае возникает потребность в низкоквалифицированном, труде с невысокими уровнем оплаты труда, что приводит к упрощению процедуры найма работников и снижению степени контроля за действиями работников.
По мнению специалистов, такая модель приводит к появлению монотонных и непривлекательных работ. Но этот факт не мешает использованию этой модели и на сегодняшний день.
Модель интересна руководителям из-за своей простоты, универсальности, дешевизны и легкой изменяемости результатов выполненной работы (рис. 2).
Рисунок 2 – Достоинства модели проектирования работы
Однако главное достоинство этой модели – это наличие возможности полной автоматизации рабочего процесса с исключением какого-либо человеческого вмешательства.
Расширение масштаба работы
Основой этой модели является расширение количества операций и задач, которые выполняет работник. Например, рабочий не только собирает деталь, но и устанавливает ее.
Повышение вариативности и привлекательности работы – это основные цели этой модели.
При применении этой модели в проектировании работ, специалисты исходят из взаимосвязи между расширением масштаба работ и удовлетворенностью работой.
Расширение масштаба приводит не только к повышению привлекательности работы, но и к снижению утомляемости, увеличению периода обучения и т.п.
При использовании данной модели могут возникнуть трудности (рис. 3), а именно может возникнуть сопротивление со стороны персонала.
Рисунок 3 – Причины сопротивления со стороны персонала
Причиной этого является восприятие работников изменений как дополнительной нагрузки к уже имеющей у него монотонной и непривлекательной работе.
Также может возникнуть недовольство сокращением автоматизации простоты работы, а изменения рассматриваются как покушение на их «свободное» время, которые приятнее проводить, общаясь с коллегами.
Именно по выше перечисленным причинам модель нужно применять внимательно и не жалеть усилий на доведение положительной информации до работников.
На какие факторы стоит обратить наибольшее внимание:
- на скорость работы человека, а не машины;
- соблюдение баланса «польза-потери»;
- обучение работников новым навыкам и умениям.
Если обратить внимание на эти аспекты, то можно избежать сопротивления персонала и повысить привлекательность работы.
Ротация работы
При переводе работника с одного вида на другой с целью разнообразия выполняемых им функций использует модель ротации.
Таким образом, можно сказать, что модель ротации имеет тесную связь с моделью расширения масштаба работы, поскольку появляется добавление новых задач и операций.
Однако стоит учитывать, что если все вида работ в организации мало интересны их ротация не поможет.