Прогресс в сфере менеджмента
В конце 20 века люди начали активно развивать и строить информационное общество. Информационное общество вышло из индустриального, когда информация стала превращаться в ценнейших ресурс на мировом рынке.
Когда меняется общество, то меняются и его составляющие: производство, мировоззрение, быт и образование и т.п. Меняется содержание всей общественной жизни. К людям предъявляются новые требования, теперь важно знать и уметь столько, чтобы не зависеть от других людей. На рисунке 1 представлены границы индивида в разных обществах – доинформционном и информационном.
Информационное общество оказало значительное влияние на деловую среду. Появились факторы, определяющие уровень обеспеченности информацией вне организации:
- каждый имеет свободный доступ в любое время к информации через автоматизированные системы;
- каждый член информационного общества умеет использовать доступную информацию для решения собственных проблем;
- все участники информационного общества имеют необходимую информационную и технологическую базу для создания информации.
Рисунок 1 – Границы индивида в разных типах общества
Прогресс информационных технологий позволили разрушить закрытость организаций, и сделал не эффективными структуры обеспечивающие замкнутость организации.
Это дало толчок к созданию более тесных отношений между производителем и потребителем. Производители стали быстрее реагировать на изменения спроса и улучшили качество продукции с целью максимального удовлетворения потребностей потребителей. Рост взаимосвязи и взаимозависимости между производителями и потребителями привел к тому, что рынок стал определять структуру и стратегию развития организации.
На сегодняшний день, победить в конкурентной борьбе могут только организации, которые максимально эффективно реагируют на изменения в структуре спроса. Изменение общества привело к появлению новых организаций:
- эдхократических;
- многомерных;
- партисипативных;
- ориентированных на рынки;
- организаций предпринимательского типа.
Эдхократическая организация
Эдхократия – это управленческий стиль, основанный на неформальных взаимоотношениях работников и полной свободе действий.
Важным критериям для существования эдхократия является компетентность. При такой организации возрастает ответственность всех исполнителей, и вознаграждение получает тот, кто добивается успеха. Член эдхократической организации испытывает сильное внешнее давление, которое ослабляет групповая работа, создающая чувство общности. Риски и вознаграждение делятся в равной степени между членами организации.
Эдхократические организации свободны от формальных правил или сводят их к минимуму. Это относится к иерархии, рабочим условиям и помещениям, льготам, одежде и т.п. Поэтому, в организации трудно отличить рабочего от менеджера.
Считается, что эдхократическая организация зародилась в компании «Hewlett Packard» в 40-х годах. Даже в кризисных ситуациях компания никогда не сокращала штат сотрудников, поддерживая его все относительно небольшим – 1500 человек на одно отделение. Такая политика ведения дел помогла создать неформальные отношения и атмосферу групповой деятельности.
Основными элементами создания успешной эдхократической организации называют:
- хозяйственная деятельность ведется в сфере высоких и сложных технологий, инноваций и включает в себя групповые работы;
- все работники – профессионалы и специалисты с высокой квалификацией, способные выполнять сложные операции и эффективно коммуницировать друг с другом;
- организационная структура четко не определена, преобладают неформальные и горизонтальные связи. У менеджеров нет четкой привязки к одному типу работу и одному иерархическому уровню;
- решения основаны на экспертности, а топ-менеджмент осуществляет только финансовый контроль;
- вознаграждение основывается на уровне знаний, вкладе в работу, профессионализме и носит групповой характер.
Часто такая организация деятельности встречается в организациях такого рода:
- медицинские учреждения;
- исследовательские центры;
- консалтинговые предприятия;
- киноиндустрия;
- электронное производство;
- инновационное производство;
- конструкторские бюро.
Структура эхократической организации – это не упорядоченные горизонтальные и вертикальные связи, а своего рода точка от которой структура расходится кругами (рис.2).
Круг для такой организации является символом того, что все усилия ее работников ведут к успеху компании. В ней ценности (в первую очередь — качества ее работников) не ранжируются по уровням. Организации могут иметь разную степень эдхократичности. Тем не менее, совершенно очевидным является то, что это определяется уровнем технологии, качеством работников и подготовкой руководителей.
Рисунок 2 - Структура эдхократической организации