Организация как объект управления
Предприятие (организация) – это ключевой элемент рыночного хозяйства. Оно является объектом товарно-рыночных отношений, обладает экономической самостоятельностью и способно полностью отвечать за результаты осуществляемой хозяйственной деятельности.
В связи с этим предприятиям приходится формировать систему управления, обеспечивающую высокую эффективность функционирования, финансовую устойчивость и конкурентоспособность.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, организации делятся на два типа:
- коммерческие организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли,
- некоммерческие организации.
Современные предприятия – это сложные производственные социально-экономические системы, обладающие всеми характеристиками систем:
- входом,
- выходом,
- процессами,
- целью,
- обратными связями и т.д.
Предприятия приобретают ресурсы (оборудование, энергию, топливо, сырье, материалы и комплектующие) у поставщиков, путем трудовой деятельности коллектива работников осуществляют производственные процессы, получают готовый продукт и поставляют его покупателям. Внешняя среда предприятия не ограничивается поставщиками и покупателями, она включает и государственные органы, и инфраструктурные организации (например, банки, через которых производятся финансовые операции). При рассмотрении предприятия как системы могут быть выделены более простые подсистемы, каждая из которых выполняет определенные функции.
С производственно-технической точки зрения предприятие является технико-технологическим комплексом, системой рабочих машин и механизмов, которые подбираются в соответствии с номенклатурой выпускаемой продукции (оказываемых услуг, выполняемых работ), объемом выпуска и технологией изготовления.
С организационной точки зрения предприятия – это первичное звено, производственные единицы, имеющие определенную внутреннюю структуру, вступающие во взаимодействие с внешней средой, обладающие закономерностями развития и функционирования.
С социальной точки зрения предприятия – это социальная общественная подсистема, в рамках которой взаимодействуют общественные, коллективные и личные интересы.
С экономической точки зрения предприятия – это обособленные звенья, обладающие определенной оперативно-хозяйственной самостоятельностью и осуществляющие свою деятельность путем полного хозяйственного расчета. В экономическую систему предприятия входят экономические отношения рассматриваемого предприятия с государством (представленным его органами), вышестоящими организациями, поставщиками, подрядчиками, покупателями и заказчиками, организациями инфраструктуры (в частности, финансовыми организациями).
С информационной точки зрения предприятия представляют собой сложную динамическую систему, характеризующуюся большими объемами, разнонаправленностью и интенсивностью информационных связей между элементами и подсистемами. Предприятия постоянно обмениваются информацией разного рода с внешней средой. В информационную систему организации входит отчетная и нормативно-технологическая документация, а также разнообразная информация, характеризующая движение и состояние подсистем.
С экологической точки зрения предприятия – это производственные системы, которые вступают в материально-энергетический обмен с окружающей средой.
С административно-правовой точки зрения предприятия – это юридические лица, имеющие права и обязанности, установленные законодательным образом.
Современный подход к управлению организацией
В современной действительности ключевыми критериями эффективности деятельности организации являются рыночные, экономические. Повышаются требования, предъявляемые к гибкости управления. Динамизм внешней среды и научно-технический прогресс превращают организации во все более сложные системы, нуждающиеся в новых методах обеспечения управляемости.
В классическом процессе принятия решений выделяют множество элементов, в частности:
- сбор информации,
- анализ собранных сведений,
- подготовку альтернативных вариантов решений,
- выбор по установленным критериям оптимального решения,
- реализацию решений,
- учет,
- контроль и анализ результатов,
- разработку корректирующего воздействия.
Когда возникают вопросы изменения структуры управления бизнесом, концерном или корпорацией, принятие решений не может происходить на основе принципа «хочу – не хочу». Все должно тщательно просчитываться, что невозможно без информационной модели, которая служит основой для построения корпоративной информационной системы. Именно информационная модель – ключевой инструмент оперативного управления.
В условиях конкуренции динамично развивается маркетинг, рассматриваемый как управленческая концепция функционирования рыночных субъектов. Он может быть эффективен как для коммерческой, так и для некоммерческой сферы. Выделившись в самостоятельную науку, маркетинг занял свое место в цепи достижений бизнес-практики и экономической теории. Маркетинговый подход определяет мировоззрение специалистов разных сфер деятельности – не только предпринимателей. Это формирует наборы новых методик управления, применимых для различных экономических субъектов (фирм).
В целом управленческие процессы (в любой сфере деятельности) могут рассматриваться как «петля управления», включающая цикл из основных этапов:
- прогноз,
- планирование,
- подвергающаяся контролю деятельность по реализации построенных планов,
- учет и анализ достигнутых результатов,
- корректировка планов и прогнозов.
Управленческий процесс характеризуется иерархической структурой, включающей несколько подуровней, соответствующих направлениям деятельности. В рамках каждого подуровня могут быть выделены подпроцессы. Система управления представлена управляющей и управляемой подсистемами.