Теоретические основы управления операциями
Операцией называют разные виды деятельности человека, которые состоят из результата и ряда взаимосвязанных событий и действий, направленных на достижение цели. Любая человеческая деятельность состоит из операций, но при этом ей должны быть свойственны такие качества, как организованность и продуктивность.
Операции в организациях - вид деятельности, который ориентирован на намеренные трансформации. Внутри трансформаций располагается техническое ядро, являющееся сердцем предприятия. Ядро обеспечивает выпуск продукции и предоставление услуг. Операционные стратегии сопоставляются с контролем, поскольку без управления процессами не получится качественного и долговечного результата. В связи с этим операционные стратегии и контроль ориентированы на формирование высокого качества производственного выхода (производства продукции) и определяют, насколько эффективно были выполнены технические и иные виды операций в процессе создания товара или формирования услуги.
Операционная стратегия признает важной операции, успех предприятия зависит от качества исходных ресурсов, квалификации экспертов, задействованных в производство, а также от работы менеджеров, которые управляют процессами, регулируют и контролируют производство и ориентируют деятельность на стратегическое планирование. Таким образом, управление операциями - это управление видами работы, которые связаны с намеренным преобразованием ресурсов в будущие товары и услуги. Операционный менеджмент формально определяют в качестве отрасли менеджмента. Отрасль напрямую связана с производством товаров и оказанием услуг, что предполагает использование специальных методов и приемов по решению задач в рамках производства.
Операционный менеджмент
Операционный менеджмент в компании - это управление производством товаров и услуг, предполагающее использование специальных приемов и методов по решению значимых производственных задач. Решения касаются расположения предприятий, использованного оборудования и установок. Как и другие виды управления, операционный менеджмент предполагает постоянную работу с людьми, соответственно эксперт должен быть наделен управленческими навыками.
Операционный менеджмент включает:
- продукцию и производственные мощности;
- структуру;
- контроль над процессами.
Продукция и производственные мощности заключаются в разработке товаров и услуг, в размещении оборудования на предприятии, планировании производственных мощностей относительно стратегии компании, дислокации сооружений. Иногда даже расположение компании может повлиять на производственные процессы и операции, поскольку в их число входят логистические структуры. Структура операционного менеджмента включает сложную схему подчинения и команды, которыми пользуются управленцы в рамках работы. Команды и схемы в одном предприятии, но на разных уровнях могут отличаться друг от друга, поскольку в одном производственном процессе операциями могут руководить разные менеджеры. Один менеджер занимает позиции по руководству операциями на ранних стадиях, второй менеджер контролирует непосредственно производственный процесс, а третий управляет конечным, итоговым процессом.
Контроль над процессами – составляет структуру операционного менеджмента. В сферу его компетенции входят:
- запасы и ресурсы;
- производительность компании;
- качество производимой продукции.
Операционный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных производственных операций, посредством которых организация целенаправленно преобразовывает ресурсы, создает продукты и услуги. Операционный процесс может быть разных видов. Например, по сложности или простоте бывают простые и сложные процессы, соответственно. Простые включают ряд элементарных операций, а сложные состоят из совокупности скоординированных в пространстве и времени простых процессов, которые меняются местами, трансформироваться или в целом удаляться из процесса в зависимости от условий производства.
По временному параметру выделяют непрерывные управленческие процессы относительно операций и дискретные процессы. По назначению операции могут быть основными и вспомогательными, а также выделяют обслуживающие процессы, но как правило операции требуют еще большего внимания не только со стороны управленцев, но и со стороны других сотрудников. Также операции реализуются в разных подсистемах:
- в маркетинге;
- в инновациях;
- в закупках;
- в производстве;
- в финансах;
- в управлении персоналом.
Операционный менеджмент - непростой процесс, поскольку в работе с операциями серьезное значение имеют методы операционного менеджмента. Методы применяются в предоставлении услуг, но часто используются в качестве автономных образований деятельности. Производственные организации ориентированы на производство материальных благ, а сфера услуг предоставляет нематериальные блага. Например, медицинские и образовательные услуги, коммуникационные и транспортные услуги. Но и услуги требуют внимания со стороны управленцев, поскольку сферу имеют сложную структуру, соответственно различные виды операций влияют на успех. Операции - проявления сложной структуры, услуги также не являются эфемерными образованиями, поэтому немалую роль играет управление операциями в компании, занимающейся производством товаров и предоставлением услуг.
Несмотря на различия между производственными фирмами и предприятиями сферы услуг, встающие перед ними операционные проблемы схожи. Во-первых, те и другие организации обязаны руководствоваться календарными графиками. Во-вторых, и производственные организации, и компании сферы услуг должны получать различные материалы и оборудование. В-третьих, оба типа фирм обязаны заботиться о качестве и продуктивности. В силу значительного сходства операционных проблем инструмент и приемы операционного менеджмента могут и должны применяться в организациях услуг в той же мере, что и в производственных компаниях. Сегодня исследователи компьютеризации предоставили операционному менеджменту возможность справиться с проблемами, которые прежде не могли быть решены. Дисциплины, которые оказались улучшены благодаря информационным технологиям, - это прогнозирование, планирование и загрузка оборудования, управление запасами, планирование потребности в материалах, деталях и узлах, программное управление оборудованием, компьютерное проектирование (CAD) и экспертные сферы, протокол стандартизации в области автоматизации производства (МАР).