Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Руководство по управлению знаниями

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Менеджмент / Управление знаниями / Руководство по управлению знаниями
Руководство по управлению знаниями

Понятие управления знаниями

Управление знаниями – перевод английского термина «knowledge management». Понятие управления знаниями получило наиболее широкое распространение в научной среде, несмотря на недовольство некоторых специалистов. Недовольство специалистов в области управления данным термином объясняется тем, что оно недостаточно полно отражает сущность этого организационного явления.

Замечание 1

В качестве альтернативных названий управления знаниями иногда используются «распределение знаний» (knowledge sharing), «фокусирование знаний» (knowledge focus) или «создание знаний» (knowledge creating).

Знания в организации представляют собой управляемый объект, обладающий существенной спецификой, именно поэтому связанные с ними операции и процессы не описываются полностью термином «управления». Организация занимается созданием знаний, их распределением, обработкой и другой информационной деятельностью. Такие процессы могут рассматриваться в качестве вспомогательных производственных процессов, сырьем для которых выступают знания.

За организацию операций со знаниями несет ответственность менеджмент компании. Под управлением знаниями подразумевается создание системы оперирования знаниями внутри компании, которая включает в себя инструменты, методы, процедуры и процессы их приобретения, распространения, хранения, использования, создания и т.д.

Цели и задачи управления знаниями

Замечание 2

Целью управления организационными знаниями является создание условий для эффективного использования знаний в процессе выполнения задач компании.

Необходимость управления знаниями в организации обусловлена возрастающей важностью интеллектуального капитала как актива организации и проблемой эффективного использования получаемой и создаваемой компанией информации. Знания, приобретаемые специалистами компании, являются ее конкурентным преимуществом, которое является устойчивым и трудно поддается копированию со стороны соперников в конкурентной борьбе. При этом знания должны использоваться, обновляться и множиться, иначе они теряют свою ценность. Распространение знаний и их практическое применение, напротив, способствует появлению новых знаний, их капитализации.

Управление знаниями рассматривается как современная управленческая функция, в рамках которой решается ряд задач:

  • Приобретение или формирование знаний – организация может и должна непрерывно создавать, находить, приобретать и формализовать знания;
  • Усвоение знаний – приобретенные организацией знания следует интегрировать в ее системы;
  • Хранение знаний – организация должна обладать возможностями сохранять знания и обеспечивать их безопасность;
  • Передача знаний – организация должна создать систему трансляции знаний, обмена знаниями между сотрудниками;
  • Применение знаний – организация должна применять имеющиеся у нее знания в операционной и стратегической деятельности.

Элементы управления знаниями

  • Миссия и цели организации – философия деятельности организации может оказывать влияние на задачи и методы управления ее знаниями;
  • Сфера деятельности организации – отрасль, в которой компания осуществляет свою деятельность, определяет специфику необходимых для нее знаний, ключевые области знаний;
  • Знания организации – информация, принадлежащая организации, формализованная и неформализованная, определяет особенности используемых методов и способов управления;
  • Руководство компании и команда специалистов по управлению знаниями – лица, принимающие и реализующие решения по вопросам управления знаниями, в первую очередь заинтересованы в эффективности данного процесса;
  • Сотрудники и мотивация – сотрудники компании являются носителями и пользователями информации, поэтому их личностные и мотивационные характеристики во многом определяют эффективность работы системы управления знаниями в компании.