Среди множества признаков организационной культуры выделяют три наиболее существенных и укрупненных. Это:
- всеобщность;
- неформальность;
- устойчивость.
Рассмотрим их особенности.
Основные признаки организационной культуры
-
Всеобщность выражается в охватывании всех видов действий, которые осуществляются в организации.
Понятие этого признака содержит в себе двойной смысл:
- во-первых, организационная культура, это форма, которую обретают организационные действия. Например, организационная культура способна определить порядок разработки проблем стратегии или регламента по найму новых работников;
- во-вторых, организационная культура - это не просто внешняя оболочка деятельности организации, но так же и ее содержание, элемент, который определяет содержание ее деятельности.
Замечание 1Культура становится одной из стратегических целей организации. Строго определенный регламент найма может стать необходимостью с целью лучшей адаптации новых работников к сложившейся организационной культуре.
-
Неформальность организационной культуры можно определить тем фактом, что в своем функционировании она практически не связана с официальными и установленными приказами различными правилами внутриорганизационной жизни.
Организационная структура работает параллельно с формальными механизмами деятельности организации Организационная культура отличается от формальных механизмов тем, что преимущественно использует устные речевые формы коммуникации, а не письменные инструкции и документации, что характерно для формальных систем.
Повышенная значимость неформальных контактов обусловлена тем, что почти 90% бизнес-решений в организациях принимаются в неформальной обстановке, во время проведения совещаний и собраний, а во время неофициальных встреч. Однако нельзя отождествлять с организационной культурой любой неформальный контакт в организации. К организационной культуре можно отнести только те неформальные контакты, которые признаны соответствующими ее ценностям. Именно неформальность, как свойство организационной культуры, это причина того, что практически невозможно измерить параметры и результаты действия организационной культуры при помощи количественных показателей Они могут быть выражены, только использую качественное противопоставление: лучше - хуже.
-
Устойчивость организационной культуры имеет связь с общим свойством любой культуры, таким как традиционность институтов и норм. Для создания и развития любой организационной культуры необходимо достаточно долгое приложение усилий со стороны руководителей. Но после своего формирования, ценности организационной культуры вместе со способами их реализации способны приобретать свойства традиций и сохранять устойчивость на протяжении многих поколений сотрудников организации. Большинство сильных организационных культур стали наследниками ценностей, которые ввели их лидеры и основатели в далеком прошлом. Например, основы существующей сейчас организационной культуры компании IBM были заложены Томасом Джоном Уотсоном в первые десятилетия 20-го века.
В других классификациях выделяют другие признаки организационных культур, по которым они различаются. Комбинируя в особом порядке такие признаки, можно придать каждой культуре своей индивидуальности, что позволяет ее однозначно идентифицировать
Основные отличительные признаки организационных культур
- отражает ли миссия организации ее основные цели;
- направлена ли организация на решение производственных задач или она решает личные проблемы своих сотрудников;
- степень риска;
- как соотносятся конформизм и индивидуализм;
- какие формы принятия решения имеют преимущество - групповые или индивидуальные;
- степень подчиненности планам и регламентам;
- что преобладает в коллективе - сотрудничество или соперничество;
- что преобладает в коллективе - преданность или безразличие;
- что главенствует в организации - самостоятельность, независимость или подчиненность;
- как относится руководство к персоналу;
- на какие методы организации труда и стимулирования используются - групповые или индивидуальные;
- организация ориентируется на стабильность или изменения;
- источник и роль власти;
- средства интеграции;
- стили управления, отношения между работниками и организацией, способы оценки работников.