Определение понятия «миссия» в разных источниках довольно туманное. Миссию рассматривают, как основную причину существования организации, определяющую сферу и цель деятельности, основных потребителей, те потребности, которые удовлетворяет деятельность организации.
Миссия – это утверждение, словесно и точно сформулированное, в котором четко видно отличие фирмы от ее конкурентов. Она включает в себя основные ценности и убеждения компании, разрабатывается в процессе стратегического планирования и позволяет в последствии корректировать его, правильно расставить приоритеты при планировании.
Опирается миссия на сильные стороны организации. Она задает общее направление для развития бизнеса в долгосрочной (10-20 лет) перспективе. Верно сформулированная миссия позволяет сформировать элементы организационной культуры и этики, задать четкие рамки в работе фирмы. Но сформулировать миссию верно и точно – задача непростая, поэтому многие организации до сих пор не имеют четко прописанной миссии, а у некоторых она слишком туманная или необъективная.
В стратегическом менеджменте миссия решает следующие задачи:
В процессе формулирования миссии необходимо учитывать историю возникновения и развития организации, наличие у нее традиций, достижений или провалов, имидж в глазах потребителей и конкурентов, позиционирование на рынке; уже существующий стиль руководства; ресурсы в наличии и потенциальные; внешнюю среду организации (в основном, микросреду, оказывающую непосредственное влияние на работу фирмы); достоинства организации, сильные стороны и потенциальные возможности развития.
Формулирование миссии обычно осуществляется не одним человеком, а коллективно, и оно проходит следующие ступени:
Точно сформулированная миссия провозглашает убеждения и ценности организации, включает в себя описание продукта или услуг, потребности клиентов, которые продукт удовлетворяет, иногда – описание рынка, где организация работает, в том числе, способы выхода на него, используемые технологии, финансирование.
После разработки миссии устанавливаются основные цели организации, исходя из которых осуществляется разработка тех задач, которые выполняются на практике, но все эти пункты опираются на основную формулировку миссии. Структурно это выглядит так:
Формулирование миссии – задача непростая, иногда организациям не удается справиться с ней. Последствия плохо сформулированной миссии выражаются в негативном влиянии на имидж организации, а также в поведении сотрудников (неуместные формулировки или завышенное ощущение миссии снижает работоспособность). Также нужно помнить, что миссию очень трудно корректировать, а это может сказаться на изменениях в стратегии организации, усложнить процесс перемен. Разработка миссии – процесс долгий, трудоемкий, что тоже затрудняет изменение ее формулировки. Но наличие хорошо сформулированной миссии важно для успешного функционирования организации.