Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Миссия организации

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Содержание статьи

Понятие миссии организации

Определение понятия «миссия» в разных источниках довольно туманное. Миссию рассматривают, как основную причину существования организации, определяющую сферу и цель деятельности, основных потребителей, те потребности, которые удовлетворяет деятельность организации.

Определение

Миссия – это утверждение, словесно и точно сформулированное, в котором четко видно отличие фирмы от ее конкурентов. Она включает в себя основные ценности и убеждения компании, разрабатывается в процессе стратегического планирования и позволяет в последствии корректировать его, правильно расставить приоритеты при планировании.

Опирается миссия на сильные стороны организации. Она задает общее направление для развития бизнеса в долгосрочной (10-20 лет) перспективе. Верно сформулированная миссия позволяет сформировать элементы организационной культуры и этики, задать четкие рамки в работе фирмы. Но сформулировать миссию верно и точно – задача непростая, поэтому многие организации до сих пор не имеют четко прописанной миссии, а у некоторых она слишком туманная или необъективная.

В стратегическом менеджменте миссия решает следующие задачи:

  • отсечь пути развития, которые не приносят прибыли в данном сегменте рынка;
  • точно определить основную сферу деятельности организации;
  • определить принципы ведения конкурентной борьбы;
  • дать основу для разработки целей деятельности организации в более узких сегментах работы;
  • дать персоналу представление об общей концепции деятельности, сформировать элемент организационной культуры.

Процесс разработки миссии

В процессе формулирования миссии необходимо учитывать историю возникновения и развития организации, наличие у нее традиций, достижений или провалов, имидж в глазах потребителей и конкурентов, позиционирование на рынке; уже существующий стиль руководства; ресурсы в наличии и потенциальные; внешнюю среду организации (в основном, микросреду, оказывающую непосредственное влияние на работу фирмы); достоинства организации, сильные стороны и потенциальные возможности развития.

Формулирование миссии обычно осуществляется не одним человеком, а коллективно, и оно проходит следующие ступени:

  1. Анализ уже существующей миссии организации (при пересмотре, если она есть).
  2. Письменные формулировки ответов на такие вопросы, как: что производит фирма? Для кого? Какие потребности удовлетворяет? Сильные стороны продукта? Что еще способствует успеху продукта?
  3. Ответы сокращаются до набора некоторых ключевых параметров (словосочетания, фразы).
  4. Полученная информация сводится в одно или несколько емких, но не расплывчатых предложений.
  5. Проводится проверочный анализ формулировок с помощью третьих лиц, экспертов.

Точно сформулированная миссия провозглашает убеждения и ценности организации, включает в себя описание продукта или услуг, потребности клиентов, которые продукт удовлетворяет, иногда – описание рынка, где организация работает, в том числе, способы выхода на него, используемые технологии, финансирование.

После разработки миссии устанавливаются основные цели организации, исходя из которых осуществляется разработка тех задач, которые выполняются на практике, но все эти пункты опираются на основную формулировку миссии. Структурно это выглядит так:

Понятие миссии организации

Признаки хорошо сформулированной миссии:

  1. Концентрация внимание на потребителе, забота о нем. Миссия отвечает на вопрос: как продукция или услуги фирмы улучшает жизнь потребителя?
  2. Уникальность содержания. Миссия не копирует заявления конкурентов, а утверждает свои собственные, отличные от других фирм, ценности.
  3. Однозначность. В миссии не должно быть двусмысленных, пространных, размытых фраз или недосказанности. Все предложения – четкие и ясно читающиеся, трактующиеся только в одном значении.
  4. Запоминаемость. Миссия должна легко оставаться в памяти сотрудников и потребителей.
  5. Реалистичность. Содержание миссии должно отражать свойства продукта или услуги, но не преувеличивать достоинства (это задача рекламы, не миссии).
  6. Концентрация на достоинствах. Преувеличивать их нельзя, но акцент сделать нужно именно на них, чтобы сформировать верный образ организации в глазах сотрудников, потребителей и конкурентов.

Формулирование миссии – задача непростая, иногда организациям не удается справиться с ней. Последствия плохо сформулированной миссии выражаются в негативном влиянии на имидж организации, а также в поведении сотрудников (неуместные формулировки или завышенное ощущение миссии снижает работоспособность). Также нужно помнить, что миссию очень трудно корректировать, а это может сказаться на изменениях в стратегии организации, усложнить процесс перемен. Разработка миссии – процесс долгий, трудоемкий, что тоже затрудняет изменение ее формулировки. Но наличие хорошо сформулированной миссии важно для успешного функционирования организации.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Дмитрий Александрович Каштанов

Эксперт по предмету «Менеджмент»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис