Сущность организационной культуры
Организационная культура является одной из причин рыночного успеха или неудачи организации. Культура представляет собой продукт цивилизации и, как следствие, является неотъемлемой частью организационной деятельности.
Культура организации – система принятых в компании норм и подходов к деятельности, к внутренним взаимоотношениям и достижению результатов, которые отличаются от организации к организации.
Практически культура организации содержит в себе традиции, ценности и символы, отражающие коллективное мировоззрение сотрудников организации. Организационная культура отличает компанию от других, является выражением ее индивидуальности.
Организационную культуру можно оценить с помощью десяти ключевых характеристик, которые в совокупности представляют собой культурные нормы компании:
- Личная инициатива;
- Готовность принять на себя риски;
- Согласованность действий;
- Направленность действий;
- Обеспечение свободы взаимодействия и поддержки со стороны менеджмента;
- Правила контроля поведения сотрудников;
- Система вознаграждения и мотивации;
- Степень связи сотрудника с компанией;
- Готовность и возможность сотрудников открыто выражать свое мнение;
- Степень взаимодействия, выраженная в иерархичности и подчиненности.
Цели и ценность организационной культуры
Целью культуры организации должна быть помощь сотрудникам, способствование повышению их продуктивности и удовлетворенности от труда.
Чуждая человеку организационная культура оказывает негативное влияние на производительности его труда, ограничивая и сковывая его деятельность. В обратной ситуации, при соответствии корпоративной культуры внутренним ценностям человека его деятельность становится более легкой и приятной, эффективность труда повышается вместе с удовлетворенностью своим рабочим положением. С помощью управления корпоративной культурой можно достичь синергетического эффекта, повышая одновременно производительность труда и уровень удовлетворенности сотрудников.
Ключевой ценностью организационной культуры является ее мотивирующая роль для сотрудников. Организационная культура способствует удовлетворению высших потребностей человека в соответствии с иерархией потребностей по А. Маслоу – потребностей в социальном статусе, в причастности и в самовыражении.
Носителями культуры организации являются люди – ее сотрудники. Необходимо уделять особенное внимание восприятию сотрудниками ценностей и организационных норм. При этом организационная культура может быть явной – документально закрепленной в правилах и нормах поведения, а может быть неявной – поддерживаемой традициями и верой.
Функции организационной культуры
- Охрана – создание барьера между внутренним миром организации и ее внешней средой;
- Интеграция – создание, поддержание и усиление системы социальной стабильности, обеспечение сплоченности коллектива организации и соблюдения принятых стандартов поведения;
- Регуляция – средство формулировки и контроля поведения и восприятия, соответствующих нормам организации;
- Адаптация – создание чувства общности и принадлежности к компании всех членов организации;
- Ориентация – направление деятельности компании и ее сотрудников в сторону, необходимую для достижения организационных целей;
- Мотивация – усиление вовлеченности сотрудников в деятельность организации и преданности;
- Имидж – с помощью культуры организации формируется не только ее внутреннее, но и внешнее восприятие, имидж, характерный только для нее и отличающий ее от других компаний.