Формирование организационной культуры
На развитие и становление организационной культуры, ее содержания и ее определенных компонентов огромное влияние оказывает большое количество самых различных показателей внешнего и внутреннего окружения. На каждой стадии становления организации личная культура ее руководителя во многом выявляют культуру организации. Довольно сильным данное влияние возникает в той ситуации, в которой организация находится в стадии своего формирования, а ее руководитель обладает отличительными личностными и профессиональными особенностями.
Развитие организационной культуры традиционно связано с особенностям той сферы, в которой она действует, со скоростью технологических и других изменений, а также со спецификой рынка, потребителей и многого другого.
Организация увеличивается за счет привлечения новых членов, которые приходят из организаций, имеющих свою собственную культуру. Формирование организационной культуры является своего рода попыткой конструктивного влияния на социальную и психологическую атмосферу, поведение сотрудников.
Развивая в рамках организационной культуры какие-либо установки, либо систему ценностей у сотрудников организации, можно прогнозировать, планировать, а также мотивировать желаемое поведение.
Здесь важно отметить, что необходимо брать во внимание стихийно сложившуюся в конкретной организации корпоративную культуру. Довольно часто в бизнес-среде руководители хотят сформировать философию своей организации, где преобладают прогрессивные ценности, нормы, и получают не соответствующие своим желаниям и вложениям средств итоги.
Это происходит в связи с тем, что искусственно внедряемые организационные нормы и ценности вступают в конфликт с реально существующими, вследствие чего активно отвергаются большим количеством членов организации.
Методы диагностики организационной культуры
Основные задачи диагностики состоят в описании положения, прогнозирование ситуации, нахождение путей решения определенных и возможных проблем.
Традиционно, диагностику организационной культуры необходимо начинать с уровня руководителей высшего звена. Для выявления стиля работы организации применяется метод Targeted Culture Modeling $(C-Sort^{тм})$ , который в переводе означает моделирование целевой культуры. Так, в рамках данного метода проставляется определенный список «свойственных характиристик» культуры организации, например, таких как:
- Поощрение какой-либо выполненной командой работы;
- Выполнение решений руководителя;
- Прогнозирование различных изменений в бизнес-среде и многое другое.
Согласно со своим индивидуальным видением сложившейся и необходимой культуры организации необходимо разделять данный набор характеристик.
После этого происходит количественный и качественный анализ полученных сведений.
Диагностика при помощи метода $C-Sort^{тм}$ позволяет получить точные сведения по всем измеряемым показателям. Это является весьма важным, так как исследование таких качеств, как культура организации или потенциал человека, довольно часто вызывает сомнения в характере объективности и четкости полученных сведений. При верной организации сбора данных данный метод позволяет определить влияние фактора социальной желательности в ответах.
Помимо этого, принято выделять такие методы диагностики как:
- Методы феноменологизации и концептуализации;
- Методы исследования и диагностики;
- Методы обработки и интерпретации;
- Методы корректировки и терапии;
- Методы обучения и формирования;
- Методы конструирования и творчества.