Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организационная и корпоративная культура

Сущность организационной культуры

Представление об организационной культуре – это один из важных компонентов теории организации и управления. В условиях современности очень важно изучать отношение сотрудников к труду. Только так у руководства сложится полное представление о мотивах и потребностях сотрудников, а значит и работники будут обеспечены всем необходимым для того, чтобы успешно работать и реализовывать свои потребности. Немаловажными в этом плане считаются современная организация труда и наличие творческой составляющей, поскольку реализация этих направлений создает благоприятные предпосылки к развитию организационной культуры.

Определение 1

Организационная культура представляет собой совокупность правил и приемов, которые способствуют адаптации коллектива и организации в целом к основным потребностям внешней среды. Также эти правила и приемы влияют на формирование внутренних отношений между группами работающих.

Организационная культура концентрирует в себе политику и идеологию жизнедеятельности предприятия (учреждения), систему ее приоритетов, критерии мотивации и распределения власти, характеристику культивируемых социальных ценностей и норм поведения. Элементы организационной культуры являются ориентиром в принятии руководством предприятия или организации управленческих решений, налаживании контроля за поведением и взаимоотношениями сотрудников, при оценке производственных, хозяйственных и социальных ситуаций. Организационная культура – это не только средство, но еще и цель, ведь если в коллективе все будут следовать единым правилам и воспринимать единые нормы, то компания будет работать намного эффективнее и в ускоренном формате. Скорость важна, поскольку современный мир и производственная сфера активно развиваются, и если не обращать внимания на изменения, то совсем скоро компания попросту утратит свою конкурентоспособность, поскольку будет производить совершенно не востребованные товары и услуги.

«Организационная и корпоративная культура» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Эксперты подчеркивают, что организационная культура реализуется в соответствии с несколькими общими принципами, а именно:

  1. Уважение умений и достоинства каждого сотрудника. Этого можно достичь через поощрение высокой производительности труда, описание общих перспектив развития и подъема по карьерной лестнице, пояснение, что сотрудник сможет не только получать достойную оплату своего труда, но и повышения по службе, признание со стороны других сотрудников и специалистов;
  2. Организация системы свободного обмена информацией, где сотрудники могут спокойно взаимодействовать друг с другом, демонстрировать свои навыки, умения и знания;
  3. Ответственность руководителей за развитие подчиненных. Каждый руководитель и топ-менеджер заинтересован в том, чтобы в его штате работали только лучшие сотрудники и специалисты. Это очень важно, поскольку уровень профессионализма сотрудников отражает общие тенденции в работе компании. Если сотрудники определяются недостаточно квалифицированными, то в интересах самого руководителя найти возможности для переобучения сотрудников, повышения их квалификации;
  4. Поддержка инициативы каждого работника в сфере новаторства, однако при реализации этого направления следует помнить, что работники должны быть готовы к тому, что некоторое время им предстоит работать в напряженной обстановке, испытывать стресс и принимать решения в условиях неопределенности;
  5. Обеспечение для всех равных условий. Это касается развития сотрудников, их поощрения и вознаграждения на основе объективных критериев. Распределение прав и ответственности между руководителями и подчиненными также относится к данному принципу. Руководитель несет ответственность за действия и результаты подчиненных, а подчиненные должны осознавать, что их работа влияет на все остальные организационные подразделения и структуры.

Следует отметить, что в современных организациях сделан акцент на развитие трудовой демократии и привлечение работников к решению производственных и управленческих задач. Все перечисленные принципы указывают на то, что в организационной культуре выделено несколько важных сфер, а именно отношения, которые складываются между сотрудниками в процессе совместного труда; человеческий фактор, который может повлиять на исход производственной деятельности; тенденции развития системы управления. Все это должно соответствовать некоторым культурным изменениям, которые происходят в обществе.

Особенности корпоративной культуры

Определение 2

Корпоративная культура – это модель поведения, которая определяет отношения внутри организации. Корпоративная культура формируется в процессе деятельности компании, разделяется всеми членами коллектива и считается эталонной. Выступая в качестве некой системы ценностей, корпоративная культура определяет совокупность норм и ценностей, традиций и правил поведения, а также принципов, по которым живут и работают сотрудники этой организации.

Элементы корпоративной культуры можно представить следующим образом:

  1. Видение развития компании – это те направления, в которых компания движется для того, чтобы регулярно совершенствоваться и достигать стратегические цели;
  2. Ценности – то, что является для компании основным и наиболее важным;
  3. Традиции – история компании, сложившаяся со временем;
  4. Нормы поведения – к ним нужно отнести этический кодекс предприятия. Даже если это очень маленькая организация, она все равно определяет внутренние формы и нормы поведения, которым придерживается. Дресс-код, общение между сотрудниками, формы взаимодействия с партнерами и клиентами – все это влияет на нормы поведения и имидж предприятия в целом.

Также следует выделить в корпоративной культуре корпоративный стиль, взаимоотношения, которые складываются между сотрудниками в процессе взаимодействия, веру в единство команды, политику ведения диалога и, конечно же, людей, которые разделяют корпоративные ценности компании. Все это в совокупности делает компанию уникальной, позволяет ей выделяться на фоне остальных. Даже если организация крайне мала, то так или иначе она может выделиться за счет корпоративной культуры, ведь ею обладают далеко не все крупные корпорации и всемирно известные бренды.

Дата написания статьи: 25.11.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot