Сущность и основы стратегического управления
Стратегическое управление – это совокупность управленческих решений и действий, направленных на достижение глобальной цели и реализацию миссии организации.
Важную роль в определении стратегического управления играет понятие «миссия организации», которое включает в себя цели, поставленные организацией на определенном этапе деятельности и развития. Прежде чем разрабатывать миссию и стратегию компании, необходимо определиться с предназначением компании, сформулировать роль и место фирмы на рынке, понять направления дальнейшего развития. Очень важно определиться с деятельностью компании и перечнем товаров и услуг, которые будет предоставлять потребителю компания.
Миссию невозможно преувеличить, при этом цель служит критерием для принятия управленческих решений. Если руководители не ставят цели, то у них не будет логической точки отсчета. Поэтому в случае дальнейшей реализации стратегии компании не будет наилучшей альтернативы.
В качестве первоначальной стратегии руководитель может ошибочно ориентироваться на индивидуальные ценности. Это приведет к разбросу усилий и нечеткости целей. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития.
На сегодняшний день огромное количество компаний в начале своего развития презентуют собственную миссию, утверждают и раскрывают смысл собственного существования. Под миссией понимают смысл существования компании, в котором проявляется характерная отличительная черта, выделяющая ее на фоне остальных организаций.
Миссию достаточно часто сравнивают с целью. Однако стоит отметить, что миссия является постоянной частью стратегического управления. В процессе развития компании стратегические цели могут меняться. При этом миссия остается неизменной, однако может становиться более емкой и содержательной.
Очень часто к понятию «миссия» компании относятся формально, другие же фирмы тратят несколько лет, чтобы найти лучший вариант миссии. Поэтому перед созданием компании необходимо найти оптимальный вариант создания полного варианта стратегического плана, включающий все элементы. Миссия может быть вначале несовершенна, практика может все исправить.
Формирование миссии
Руководители компании должны понимать важность формирования четкой миссии, от которой зависят:
- разработка стратегии,
- принятие решений,
- разрешение конфликтных ситуаций,
- разработка мотивационной системы
- формирование единения внутри компании,
- создание имиджа
Миссия и стратегия позволяют направить человеческие усилия в нужное русло. Благодаря миссии проявляется основная цель организации. Благодаря поставленной цели в деятельность компании вселяется уверенность. Миссия и стратегия позволяют распределить ресурсы компании и руководящие принципы.
Руководитель должен понимать, что каждый сотрудник выполняет определенную роль, которая отведена в производстве. Благодаря миссии компании выделяется основная цель для каждого сотрудника. При этом определяется не только собственная цель, но и разъясняется общая цель, которую необходимо развивать и основывать на ней собственную деятельность. Если данная согласованность отсутствует, то цели организации необходимо пересмотреть.
Основные факторы выработки миссии и целей
Под формированием миссии и цели понимают:
- определение сущности предпринимательской деятельности,
- определение рабочих принципов,
- определение культуры предприятия.
Благодаря миссии можно детально определить направления и ориентиры целей и стратегий на организационных уровнях.
Очень часто руководители не придают значение выбору миссии, целей и стратегий. Это связано с тем, что очень часто им кажется, что формирование миссии - это достаточно очевидный момент в деятельности компании. Однако, если тщательно не проработать данный момент, то неудачный выбор прибыли в качестве общей миссии может привести к плачевным результатам.
Прибыль неразрывно связана с целями и миссией компании и представляет основную проблему компании. Для того, чтобы обеспечить собственное существование, фирма должна отслеживать внутреннюю среду. Именно поэтому при формировании цели необходимо учитывать данную среду. В миссию должны входить следующие критерии:
- целевые ориентиры,
- определение сферы деятельности,
- продукт,
- ресурсы, которые будет использовать компания,
- обеспечение конкурентоспособности,
- система ценностей и определение ориентиров,
- интересы сотрудников, потребителей и общества
Миссия должна быть четко сформирована и разъяснена каждому сотруднику компании. Иногда миссию разделяют. В крупных компаниях существует цель для руководящего состава и обычных сотрудников. Некоторые специалисты считают, что это раздвоение допускать не рекомендуется и миссия должна быть направлена в первую очередь во внешнюю среду.
Несмотря на это, необходимо понимать, что миссия должна исполнять свою главную функцию. Необходимо, чтобы миссия не просто стала формальностью, а играла основополагающую роль при формировании стратегического управления. Достичь этого на практике очень сложно. Для этого предприятия используют различные подходы, которые должны быть понятны и вызывать доверие.
При этом цель основывается на миссии и должна быть конкретизированной, ориентированной на результат, достижимой. Цели разрабатываются на основании деятельности компании.
Если у компании не будет четко определенной цели и миссии, стратегическое управление не сможет полноценно работать. К сожалению, очень мало компаний, которые занимаются внедрением стратегического управления, ставят цели и четко определяют миссию компании. Это в свою очередь приводит к большим проблемам. При этом даже в случае роста и расширения предприятия все равно большую часть усилий необходимо направлять не формирование и поддержание целей и миссии компании.