Мотивация менеджеров по продажам
Мотивация, обучение и контроль менеджеров по продажам – это неотъемлемые элементы повышения эффективности работы сотрудников отдела продаж.
Руководитель отдела продаж должен четко осознавать, что его роль в компании – не поднять продажи, а сделать, чтобы менеджеры по продажам подняли продажи, то есть выполнили возложенную на них функцию. При таком понимании мотивация выступает не как экстренная мера в проблемной ситуации, а как ключевой элемент повседневной работы.
Руководитель отдела выступает наладчиком, организатором и контролером сложного процесса. Именно это является его важнейшей задачей, все остальные процессы являются сопутствующими (так, в некоторых ситуациях руководитель лично занимается общением с клиентами, сбором аналитических отчетов и т.д.).
Мотивация является тактическим инструментом, который не будет работать без стратегического фундамента - работники должны понимать:
- какие задачи перед ними стоят,
- в чем заключается их роль в компании,
- каковы их основные должностные обязанности (за выполнение которых они получают оклад),
- за какие результаты они получат премию или бонус,
- за какие действия будут оштрафованы.
Мотивация строится исходя из двух базовых положений:
- люди являются главным ресурсом для любого бизнеса. В конечном счете любую хозяйственную операцию можно свести к трем основным элементам – люди, продукт и прибыль. Люди ставятся на первое место в этой совокупности. Из остальных элементов без надежной команды не получится построить бизнес,
- дисциплина, последовательность и настойчивость при реализации планов. Скептическое отношение многих руководителей к построению системы мотивации связано с тем, что они были недостаточно настойчивы в процессе ее внедрения.
Можно рассмотреть две полярные стратегии при построении системы мотивации:
- одни руководители исходят исключительно из личных интересов, считая только свою точку зрения правильной. Такие руководители называются авторитарными,
- другие руководители воспринимают интересы работников, каждого из которых считают уникальной личностью, превыше своих. Это либеральные руководители.
Каждая стратегия обладает плюсами и минусами. Задача руководителя – найти баланс между ними, максимально используя преимущества каждой и избегая ее недостатков.
Мотивацию менеджеров по продажам можно разделить на два типа:
- моральная мотивация. Упор на моральную мотивацию делают компании, в которых не развита система денежных вознаграждений. В частности, такая ситуация складывается в новых фирмах, только выходящих на рынок и вынужденных для повышения конкурентоспособности перераспределять имеющиеся ресурсы не в пользу заработной платы и премий,
- материальная мотивация. Для менеджеров по продажам самой распространенной является схема оплаты «оклад плюс проценты», причем доля оклада обычно невелика. Соответственно, сотрудники заинтересованы в том, чтобы обеспечить больший объем продаж. Для получения положительного эффекта объем мотивационной составляющей оплаты труда должен быть значителен, а схема его расчета – прозрачна.
Обучение менеджеров по продажам
Сейчас предлагается большое количество курсов и тренингов для менеджеров по продажам. Далеко не все из них способны принести реальную пользу. Также эффект в значительной степени зависит от того, насколько сам сотрудник замотивирован на получение новых знаний и умений. Типичные ошибки при выборе обучающих мероприятий:
- выбор тренинга по указанию директора. Если руководитель сам посетил тренинг, счел его превосходным и отправил обучаться работников, такие занятия зачастую проводятся без четкого плана, без понимания цели, без оценки ожидаемой пользы, исходя из чисто субъективного мнения,
- попытка компенсировать количеством провалы качества. Многие предприятия стремятся отправить как можно больше сотрудников на разнообразные экспресс-курсы. В итоге информация не усваивается, а превращается в несистематизированный набор обрывочных фактов,
- обучение после крупного провала. Обучение не должно превращаться в реанимационные мероприятия. Оно должно проводиться постепенно и планомерно, в условиях спокойной работы, а не жесточайшего кризиса и стресса у сотрудников. Безусловно, работа над ошибками важна, но не надо ожидать такого эффекта от каких-либо общих курсов. Здесь уместнее будет пригласить аналитика или консультанта для разбора конкретной ситуации и причин ее возникновения.
Контроль менеджеров по продажам
Для руководителя отдела продаж крайне важным и сложным является вопрос контроля сотрудников. В первую очередь, нужно определиться, какие показатели вообще нужно контролировать:
- соблюдение режима работы (своевременный приход на работу и уход с нее),
- отсутствие посторонних занятий на работе,
- результаты работы по итогам периода.
На практике ни один из указанных подходов не обеспечивает эффективного контроля. При попытке проследить каждый шаг работника затрачивается очень много времени. Еще одно негативное последствие – сотрудник лишается инициативы, начинает действовать сугубо в рамках предписаний. Ему не хочется придумывать что-то новое, искать интересные приемы. Контроль исключительно по итогам работы по своей сути является не контролем, а фиксацией результата. Наиболее перспективным признается применение промежуточной схемы – ежедневного контроля результатов.
При ежедневном контроле должен быть принят во внимание цикл сделки. По некоторым товарам в день сотрудник должен совершать несколько сделок (например, если это страховые полисы или мелкие кредитные продукты), по другим же одна сделка может растянуться на несколько месяцев, и это нормально (например, если речь идет про продажу редкого и крупного промышленного оборудования). Поэтому сам факт, что за целый день менеджер ничего не продал, не характеризует день как бессмысленный, а менеджера как лентяя. Вполне вероятно, что совершались подготовительные этапы сделки.