Мотивация
Одно из ведущих мест в системе понятий, объясняющих поведение личности в той или иной ситуации, занимает мотивация. Процесс осмысления явления мотивации далеко не закончен. Различные подходы к изучению вопроса, рождают различные методики анализа системы мотивации.
Целью деятельности человека является выполнение определённой общественной функции, а мотивом для такой деятельности может стать удовлетворение личных потребностей. От того как взаимодействуют общественные и внутренние мотивы, зависят и цели деятельности индивида.
Психодиагностика мотивации
Развитие психологии привело к попыткам заменить мотивационные процессы информационными. Различные типы и уровни мотивации пытаются анализировать через различные инструкции.
В основе прямых методов психодиагностики мотивационных побуждений человека, лежит его прямая оценка о причинах и интересах. Эти методы позволяют судить о причинных стереотипах, ценностях, кажущихся мотивов. Простейшим примеров такой диагностики является прямой вопрос «почему». Помимо этого широко применяется анкетирование, интервьюирование. Зачастую точный ответ получить затруднительно из-за того, что ситуация является выдуманной, гипотетической, а человек, в большинстве случаев, стремиться к социально одобряемым ответам.
Проективные методы психодиагностики построены на анализе продукта воображения и используются для диагностики глубинных образований и несознаваемых мотивов. Метод строится на системе различных тестов.
Большинство методов психодиагностики стандартизированы как по процедурам, так и по системе интерпретации. Они имеют высокую надёжность и точность.
Метод аффилиации
Мотив аффилиации включает в себя потребность контакта с людьми, потребность быть членом группы, потребность во взаимодействии с окружающими. Коротко определение потребности аффилиации можно сформулировать, как желание заводить дружбу, привязанность, радоваться людям, жить и сотрудничать с ними.
Данная потребность лежит в высшем уровне иерархии человеческих потребностей. Она является базовой по самой природе человека. Данная потребность свойственна всем людям, в независимости от их возраста, пола или этнической принадлежности. Однако и характер, и содержание данной потребности, может быть различным в зависимости от условий социума, воспитания, культуры.
Диагностика мотивации личности к успеху
Один из современных методов диагностики основывается на проведении разнообразных тестов. В зависимости от возраста, применяются различные тесты. Вопросы в них составлены таким образом, чтобы испытуемый полностью раскрылся, выразил своё отношение к вопросу максимально откровенно. Методики направлены на определение того, в какой степени человеку необходимо добиваться успехов и избегать неудач.
В качестве успеха в деятельности могут рассматриваться стремление человека к деловому успеху, открытие своего бизнеса, стремление к достижению высокого качества в работе, стремление к высокой производительности труда, к профессиональному совершенствованию и приобретению необходимых для этого навыков, стремление к созданию чего-то нового, уникального, оригинального. Опираясь на эти критерии успеха, человек занимающийся анализом тестов, решает к какой группе можно отнести исследуемого: группа людей с ярко выраженным желанием достичь успеха, группа людей занятых полезной деятельностью, но не стремящихся к успеху и группа людей которые не ведут и не нуждаются в ведении полезной деятельности. Методика диагностики мотивации на успех даёт результаты с очень большой достоверностью данных.