Все факторы мотивации, которые влияют на направленность и энергичность в осуществлении деятельности сотрудников, разделяются на три группы:
- Внешний фактор,
- Внутренний фактор,
- социально-страховой фактор.
Внешние факторы
Используя внешние по отношению к компании факторы, сотрудника принято рассматривать в качестве продавца своего труда. Его личные интересы лежат вне компании (семья, реализация физиологических потребностей и нужд, развлечения и удовольствие).
Это главные причины, по которым люди приходят на работу. Но в этом случае присутствует противоречие - работник-компания. Изначально в интересах работника меньшая отдача, а взять он хочет больше. Предприятие же посредством заработной платы, надбавки, премий и других материальных способах стимулирования, направляет интересы сотрудников в сторону интересов компании.
К внешним факторам мотивации относятся:
- Стабильность в работе;
- комфорт и безопасность;
- контрактные условия;
- карьера в качестве способа улучшения материального положения;
- величина оплаты труда;
- величина надбавок и премий;
- административное наказание в виде замечаний (выговоров), а также угроза увольнения, размеры и условия наложения штрафов.
Внутренние факторы
Посредством факторов внутреннего характера учитывается, что работа является частью жизни любого работника, связанная с его эмоциями и чувствами.
В этом случае сотрудник должен чувствовать себя частью команды (коллектива), которая объединена общими целями и интересами. Работник использует поддержку коллектива, взаимозаменяемость и групповую добровольную форму работы.
Эти факторы - внутренние по отношению к интересам предприятия, поскольку они взаимосвязаны с жизненными мотивами, существованием персонала внутри компании. Эмоционально-психологическое восприятие жизни работника смещается в сторону трудовой деятельности, при этом на первый план могут выйти такие факторы мотивационного процесса как:
- Возможности для самовыражения;
- работа в команде;
- карьера в качестве стремления к лидерству;
- оценивание руководства;
- борьба за внимание и восхищение коллег;
- удовольствие от работы и ее итогов;
- гордость принадлежности к данному предприятию.
Социально-страховые факторы
Эти факторы имеют связь с теми ситуациями, в процессе которых сотрудник может полностью или частично (временно или постоянно) потерять трудоспособность. В процессе могут возникнуть внешние обстоятельства, которые влияют на его жизнь и условия (болезнь или смерть близких людей, пожар или стихийное бедствие).
Если происходят данные случаи, то компания может взять на себя обязанность по компенсации расходов определенных потерь (выплата больничных пособий, пенсии, ожидание работы и др.).
Все перечисленные группы факторов должны согласовываться с интересами предприятия. Продолжительность и качество работы персонала, его квалификация и усердие могут привести к росту пенсий, пособия, страховых выплат - все это сильнейший мотив к улучшению работы, особенно работников среднего возраста.
В процессе создания и развития мотивационной системы компании нужно учесть, что эти факторы включаются с различной скоростью: быстрее всех начинают вступать в действие внешние факторы, существенно медленнее – внутренние, которые связаны с созданием новой корпоративной культуры, поскольку для этого требуется изменение психологии и менталитета сотрудников, создание атмосферы доверия к руководству и его компетентности.
В соответствующие моменты развития предприятия эффективными являются методы материального стимулирования, но они могут разрушать атмосферу работы в команде. Система мотивации должна быть выстроена логично и понятно, иначе персонал может ее отвергнуть.