Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Самооценка и уровень притязаний как факторы мотивации

Все предметы / Психология / Самооценка и уровень притязаний как факторы мотивации
Определение 1

Уровень притязаний — это стремление человека к достижению тех целей, которые он, по его мнению, может достичь. Личность, обладающая реалистическим уровнем притязаний, отличается уверенностью, настойчивостью.

Факторы мотивации

В психологии и управлении рассматриваются разные факторы мотивации, определяющие то, что является самым важным и ценным для человека. Как правило, они представлены не единственным фактором, а несколькими. Все вместе они объединяются в карту мотиваторов.

Факторы мотивации могут быть внешними и внутренними. Внутренние факторы включают мечты и самореализацию, уровень притязаний, творчество и идеи, любопытство и убежденность в чем-то, здоровье, потребность быть нужным, личностный рост, потребность в коммуникации.

В состав внешних факторов мотивации включены:

  • Материальные средства (в первую очередь, деньги);
  • Карьерный рост;
  • Статус и признание;
  • Престиж;
  • Бытовая эстетика;
  • Путешествия и др.

Факторы внутреннего характера связаны со стремлением индивида получать удовлетворение от уже имеющихся у него объектов, которые он, по этой причине желает сохранить (избавится от объекта, которое приносит неудовлетворение).

Внешние мотивы концентрируются на приобретении отсутствующего объекта (избежание этого). Мотивы классифицируются также в соответствии с характеров. Они могут быть позитивными (приобретение, сохранение) или негативными (избавление, избегание).

Взаимосвязь мотивации и самооценки

Самооценка и мотивация представляют собой центральные факторы, которые обусловили особенности саморегуляции. В рамках мотивации достижения самооценка влияет на успех деятельности.

Мотивацию достижения ученые определяют в качестве попытки увеличить или сохранять максимально высокими способности ко всем видам деятельности. К ним можно применить показатели успешности, а в них выполнение такой деятельности может, следовательно, приводить к успеху или неудаче.

Готовые работы на аналогичную тему

Мотив достижения — это стремление устойчивого характера к лучшему выполнению любого вида результативной (продуктивной) деятельности. Человек желает достигать возможно лучших результатов, самого высокого уровня в выбранном виде деятельности. Мотивация достижения выражена через 2 тенденции: стремление к успеху («надежда на успех») и стремление исключить неудачу («боязнь неудачи»).

Различия между людьми, которые концентрируются на успехе или на избегании неудачи, выражены посредством способов решения проблем и постановки целей. Человек, который мотивирован на успех, ставит перед собой умеренные или довольно высокие цели. Они, как правило, максимально зависят от способностей, умений и усилий.

Люди, мотивированные за счет избегания неудач, могут ставить умеренно низкие или крайне высокие цели. Они больше ожидают удачное стечение внешних обстоятельств. Человека, ориентированного на успех, отличает не столько желание успеха, сколько реалистичная оценка его вероятности.

Индивиды с выраженной тенденцией избегать неудачи чаще всего имеют низкую самооценку. Они устанавливают очень легкие цели для того, чтобы избежать риск неудачи, неуспеха. В некоторых случаях они, напротив, будут стремиться достигать слишком трудные цели. Это связано с тем, что постановка завышенных целей направлена на интенсификацию их усилий в области преодоления тенденции исключения неудач.

Неудача не угрожает престижу таких людей, поскольку они относят ее к слишком сложной задаче. Ученые выяснили, что постановка слишком высоких целей способна коррелировать с нечетким образом себя, при этом постановка заниженных целей больше связана с пессимистическими представлениями людей о самих себе.

Таким образом, для людей с высокой самооценкой в большей степени присуща мотивация достижения успеха. Индивиды с низкой самооценкой, отличающиеся «путанной» Я-концепцией, обладают неопределенным, неустойчивым, непоследовательным образом себя. Они более негативно воспринимают себя.

Притязания как фактор мотивации

На оценку результатов определенной деятельности человека влияет уровень притязаний. Этот показатель отражает степень трудности целей, к которым стремится индивид. Их достижение для него представляется привлекательным и возможным.

В случае, когда степень трудности решенной задачи превысила настоящий уровень притязаний, то может возникнуть переживание успеха. Это происходит, если достигнутое будет находиться ниже, чем заявлен уровень притязаний. Данный результат деятельности люди переживают как неудачу.

Замечание 1

Субъекты, которые имеют адекватный уровень притязаний, всегда ставят перед собой реальные и достижимые цели, которые в полной мере соответствуют их способностям и возможностям.

Если же у человека неадекватный уровень притязаний, который может быть завышенным или заниженным, то он претендует на то, чего не может достичь или изначально выбирает очень простые для себя цели (хотя способен на большее).

Уровень притязаний связан с мотивационной структурой, поскольку встроен в нее. Он, по аналогии с самооценкой, относится к таким видами мотивации, как мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач.

Для людей с мотивацией достижения успеха характерна:

  • Высокая активность,
  • Уверенность в себе и в своих целях,
  • Высокая самооценка,
  • Стремление к самосовершенствованию и развитию,
  • Потребность повышать результативность своей деятельности.

Люди с высоким уровнем могут иметь умеренный уровень притязаний, предпочитая оптимальный уровень риска. Также они могут иметь высокий уровень притязаний, предпочитая в этом случае высокий уровень риска.

Человек с мотивацией избегания неудач характеризуется повышенным уровнем тревоги. Он проявляет потребность в безопасности, боится быть отвергнутым, испытывает страх неудачи. Для него присущ низкий уровень притязаний, поэтому он предпочтет маленький или невысокий уровень риска.

Знания о связи самооценки и уровня притязаний в рамках мотивации помогают специалистам вести профотбор. Для этого у всех кандидатов необходимо обратить внимание на данные показатели, делая на этой основе вывод о ведущей мотивации человека.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис