Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Самооценка и уровень притязаний личности

Все предметы / Психология / Самооценка и уровень притязаний личности

Самооценка личности и уровень ее притязаний

Определение 1

Уровень притязаний – это тот уровень, которого индивид стремится достичь в разных сферах жизнедеятельности.

Взаимосвязь самооценки, уровня притязаний и фрустраций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Взаимосвязь самооценки, уровня притязаний и фрустраций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Процессы, формирующие самосознание человека, включают в свой состав самооценку личности. Оценивая сам себя, человек пытается посмотреть на себя как бы со стороны и оценить свои качества, свойства, возможности.

Самооценку можно осуществлять через самонаблюдение, самоотчет, самоанализ и сравнение себя с другими людьми. В основе самооценки лежит мотив самосовершенствования, самолюбие и стремление к успеху, а не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства. Самооценка помогает человеку увидеть свое настоящее «Я» и связать его с прошлым и будущим.

Самооценка формируется в ранние годы – это с одной стороны, а с другой стороны она является более устойчивой характеристикой личности. Исходя из этого, самооценка дает возможность рассмотреть корни слабых и сильных сторон и найти более адекватные модели своего поведения в каких-либо повседневных ситуациях. Человек, по мнению Т. Манна, познавший самого себя, становится совсем другим.

Самооценка имеет структуру, где выделяются когнитивный и эмоциональный компоненты:

  • Когнитивный компонент отражает то, что индивид узнал о себе из разных источников,
  • Эмоциональный компонент выражает собственное отношение индивида к разным сторонам своей личности.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Самооценка человека становится выше, если у него появляются значимые достижения в той или иной сфере. Этот фактор имеет тесную связь с уровнем притязаний.

Под уровнем притязаний понимается сложность и достижимость цели, на которую человек претендует. Если притязания и реальные возможности имеют между собой большой разрыв, то они могут и не реализоваться. Следствием этого является неадекватность самооценки и изменения в поведении – может возникнуть агрессия, тревожность, эмоциональный срыв и др. Реалистичные цели делают человека увереннее, настойчивее в их достижении.

Замечание 2

По уровню притязаний люди делятся на два типа, как считает американский ученый Дж. Аткинсон, – одни стремятся, во что бы то ни стало, избежать неудачи, поэтому их цели простые и легко достижимые, другие, наоборот, стремясь к успеху, выбирают наиболее сложные задачи.

Тот или иной достигнутый уровень притязаний оказывает влияние на формирование самооценки личности.

Для определения самооценки У. Джемс – американский психолог, предложил формулу:

Самооценка = Успех / Уровень притязаний.

Формула показывает, что, если снизить уровень притязаний или повысить результативность действий, то самооценку можно повысить.

В тех случаях, когда притязания не реалистичны, человек терпит неудачу и испытывает фрустрацию – это сильное эмоциональное состояние, возникающее в результате несоответствия желаний и возможностей. Повторяющаяся фрустрация закрепляет у одних агрессивность и озлобленность, а у других вызывает безразличие, вялость, комплекс неполноценности. В конечном итоге она может привести к неврозу.

Соотношение самооценки и уровня притязаний

Несмотря на то, что психологам приходится работать с такими распространенными конструктами как самооценка и уровень притязаний, вопросу о характере их взаимосвязи в многочисленных работах по изучению этих образований, уделяется мало места.

В течение длительного времени самооценка отождествлялась с уровнем притязаний или даже считалась его отражением в ситуации с постановкой цели. Это давало исследователям возможность использовать технику измерения притязаний для того, чтобы диагностировать самооценку, однако были обнаружены признаки рассогласования уровней этих конструктов.

Сегодня соотношение самооценки и уровня притязаний изучено по параметру высоты и связи различных вариантов с рядом личностных особенностей. Специалисты пришли к выводу, что сбалансированная личность может формироваться при гармоничном сочетании высотных характеристик самооценки и уровня притязаний.

Дивергенция уровня притязаний может привести к внутреннему дискомфорту с повышенной тревожностью и агрессивностью. Повышение уровня притязаний будет дополнительной мотивационной переменной, которая будет отражаться в продуктивности деятельности.

На продуктивности деятельности позитивно отразится повышение самооценки и уровня притязаний. Повышение уровня притязаний относительно адекватной самооценки увеличивает продуктивность учебной деятельности, но связано с ростом уровня тревожности. Безусловно, в конечном итоге это скажется на состоянии здоровья.

Средняя самооценка и низкий уровень притязаний являются неблагоприятным сочетанием. Результативность учебной деятельности будет низкая, ввиду ослабленной мотивации. С другой стороны, это может привести к росту заболеваемости.Несоответствие этих параметров возникает в результате общей для них разновидности внутриличностного конфликта.

Причина конфликта состоит в том, что складывающаяся по текущим достижениям актуальная самооценка не совпадает с внутренним эталоном, который реализовывался в прошлом.

Притязания, превышающие самооценку, являются совладающей стратегией, потому что человек стремится утвердить желаемый уровень реальной оценки себя фактическими достижениями.

Защитная стратегия, направленная на избегание неудач, будет доминировать при подъеме самооценки над притязаниями. Стратегия совладания является адекватной, если она выражена в подъеме самооценки за счет достижения успеха в зоне высокой трудности. С другой стороны, из-за риска неуспеха, она не будет полностью эффективной, а это может ещё раз привести к снижению самооценки и углублению конфликта. Что касается защитной стратегии, то по определению она не является результативной, потому что не допускает апробирования деятельностью заявленного уровня самооценки, не выполняет функции совладания и оставляет конфликт неразрешенным.

Ценностные ориентации личности

Ценностные ориентации личности вместе с другими социально-психологическими образованиями регулируют поведение и являются важнейшим компонентом структуры личности.

Характер ценностей двойственный:

  • во-первых, они социальны, потому что обусловлены исторически и культурно,
  • во-вторых, они индивидуальны, потому что сосредотачивают опыт жизни конкретного человека.

Формирование ценностей конкретного человека происходит под влиянием социальной среды. Значимость ценностей для человека определяется разными источниками.

К основным источникам на разных этапах развития науки относились божественный разум, принцип удовольствия, инстинктивные биологические потребности, закон сохранения вида, этические нормы окружения, внутренняя психологическая природа человека.

Внутренний мир личности и окружающая действительность связаны ценностными ориентациями и образуют многоуровневую иерархическую систему. При этом они занимают пограничное положение между системой личностных смыслов и мотивационно-потребностной сферой.

Исходя из этого, ценностные ориентации, с одной стороны, действуют как высший контрольный орган регуляции всех побудителей активности человека. С другой стороны – они выступают в качестве внутреннего источника жизненных целей человека.

Ценности личности по функциональному значению делятся на терминальные и инструментальные – они выступают как личностные цели и средства достижения этих целей.

Под личностными ценностями Б.С. Братусь понимает общие смыслы жизни человека, осознанные и принятые им. По мнению Г.Л. Будинайте и Т.В. Корниловой личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым человек определился.

Ряд других авторов считают, что ценностные образования – это база для формирования личностных смыслов, например, В. Франкл говорит, о том, что смысл жизни человек обретает только тогда, когда переживает определенные ценности.

Системы личностных смыслов и ценностных ориентаций формируются и развиваются во взаимосвязи и носят взаимодетерминирующий характер.

Леонтьев Д.А. справедливо замечает, что личностные ценности одновременно являются источниками и носителями значимых для человека смыслов.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 38 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис