Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний студентов с коммуникативными навыками и умениями

Все предметы / Психология / Взаимосвязь самооценки и уровня притязаний студентов с коммуникативными навыками и умениями
Определение 1

Уровень притязаний — это стремление человека достичь цели той степени сложности, на которую он считает себя способным.

Связь уровня притязаний и самооценки

Вопросы взаимосвязи уровня притязаний и самооценки с коммуникативными навыками и умениями рассматривали многие исследователи. Одна из главных проблем в изучении этой взаимосвязи состоит в том, что термины «показатель самооценки» и «уровень притязаний» имеют большое число определений, но единого так и не принято.

Во-первых, следует отметить тесную связь самооценки с уровнем притязаний. Последний может быть адекватным и неадекватным, завышенным или заниженным. По аналогии с этим, самооценка может являться адекватной или неадекватной, высокой или низкой. Ученые выявили три типа самооценки:

  • Прогностическую,
  • Актуальную,
  • Ретроспективную.

В случае благоприятного сочетания уровня притязаний и самооценки с коммуникативными навыками студентов может формироваться и развиваться сбалансированная личность. Если же они не совпадают, то такое положение вызовет рост тревожности. Очень важно, чтобы показатель самооценки и уровня притязаний не превышали друг друга. Это обусловлено тем, что, если будет наоборот, то это отрицательным образом отразиться на учебной деятельности и здоровье студента.

Рассматриваемые показатели влияют на социальное положение индивида в группе, включая его взаимоотношения с окружающими людьми. Коммуникация в целом представляет собой обмен сведениями в процессе когнитивной деятельности. Самооценка и коммуникативные навыки, таким образом, связаны через общение с помощью гармоничных путей и подходов к сообщению.

Особенности связи коммуникативных навыков и умений с самооценкой студентов

Замечание 1

Коммуникативные навыки — это широкое понятие, которое отражает комплекс взаимосвязанных качеств и умений.

Готовые работы на аналогичную тему

Коммуникативные умения представляют собой систему осознанных коммуникативных действий, в основе которых лежит высокая теоретическая и практическая подготовленность человека. Они позволяют с творческой стороны использовать знания с целью отражения и преобразования действительности.

Развитие коммуникативных навыков и умений студентов связано с формированием и развитием новообразований личности, как в области интеллекта, так и в области преобладающих профессионально значимых аспектов.

Коммуникативная компетентность включает коммуникативные навыки, которые дают возможность студенту адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Понятие «компетенция» переводится с латинского, как «соответствие», «соразмерность». Оно предполагает перечень вопросов, в которых определенное компетентное лицо наделено знаниями и опытом.

Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и коммуникативных навыков и умений, как правило, осуществляется на базе определенного учебного заведения. В исследовании должны принимать участие студенты одного или разных курсов, разного возраста или пола.

Для исследования чаще всего используются следующие методики:

  • Измерение самооценки и уровня притязаний (методика Дембо – Рубинштейна, модифицированная А. М. Прихожан);
  • Метод личностного дифференциала (ЛД), адаптированный работниками психоневрологического института имени Бехтерева;
  • Тест оценки степени общительности (В. Ф. Ряховского);
  • Тест коммуникативных умений Л. Михельсона;
  • Методика «Коммуникативно-организаторские способности и склонности (В. В. Синявского и Б. А. Федоришина).

Результаты первой методики покажут уровень притязаний респондентов и его зависимость от уровня самооценки. Так, соотношение среднего уровня самооценки и высокого уровня притязаний представляет собой наиболее благоприятное сочетание для личностного развития.

Часто можно увидеть, что в группах с низким, средним и высоким уровнем коммуникативных способностей есть существенные различия уровня самооценки.

Используя коэффициент корреляции Пирсона, можно определить несколько важных взаимосвязей. В группе с низкой степенью коммуникативных способностей, как правило, наблюдается прямая связь показателей «коммуникативные способности» и фактора «сила», «коммуникативные способности» и фактора «активность».

У студентов со средним уровнем коммуникативных навыков и умений можно наблюдать прямую зависимость между показателями «коммуникативные способности» и фактором «сила». У респондентов с высокой степенью развития коммуникативных способностей существует прямая зависимость показателей «коммуникативные способности» и «притязания».

Разница в группах между показателями объясняется тем, что студенты, обладающие низкими и средними коммуникативными способностями, начинают стремиться быть активными и независимыми с целью самоутверждения в глазах сверстников. Студенты, имеющие высокий уровень коммуникативных способностей, уже самодостаточны, поэтому им нет необходимости прилагать усилия для вступления в коммуникацию с окружающими.

Студенты с низкими коммуникативными способностями могут чувствовать себя более скованно в новой обстановке или компании (коллективе), предпочитая проводить время в одиночестве. Они, как правило, ограничивают собственные знакомства, испытывая трудности в установке контакта с людьми и при необходимости выступать на публику. Они плохо ориентируются в незнакомых ситуациях, тяжело переживая обиды.

Студенты, обладающие средним уровнем коммуникативных способностей, будут стремиться к контактам с окружающими и не ограничивают круг своих знакомств. Они отстаивают собственное мнение и составляют план работы. Тем не менее, потенциал перечисленных склонностей не будет отличаться высокой устойчивостью.

Для последней группы испытуемых необходима последующая серьезная и планомерная работа в области формирования и развития коммуникативных и, в первую очередь, организаторских склонностей.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис