Классификация предметов науки менеджмента
Предметами изучения науки менеджмента являются:
- законы, методы, принципы построения и функционирования предприятий;
- законы и принципы, заложенные в основу деятельности руководителей при осуществлении управления компанией;
- сама деятельность руководящих работников по управлению организацией;
- личностные требования к характеристикам руководителя (физиологические, психологические и социальные);
- отношения, формирующиеся между людьми в процессе осуществления управленческой деятельности.
В отдельном рассмотрении нуждаются такие предметы науки менеджмента, как законы функционирования организаций и внутриорганизационные отношения.
Законы функционирования организаций
В законах функционирования организаций раскрываются устойчивые причинно-следственные связи, определяется взаимообусловленность явлений, наблюдаемых в процессе функционирования организаций, характеризующих основную линию жизнедеятельности и направленность их развития.
- Закон необходимого разнообразия. Этот закон применяется к организационным системам и формулируется как разнообразие системы управления предприятием, превышающее разнообразие управляемого процесса или объекта или равное ему. Применение закона необходимого разнообразия в процессе совершенствования систем управления помогает выявить причины недостатков управления и пути повышения эффективности управленческой деятельности. Повышение эффективности деятельности организаций при одновременном уменьшении разнообразия управляемой системы может быть достигнуто всвязи с созданием регулируемых механизмов внутри предприятия.
- Закон самоорганизации. Закон самоорганизации обуславливаются способностью организации противостоять негативным тенденциям, возможностью адаптироваться к внешним неопределенным условиям, меняя при необходимости структуру организации и сохраняя целостность системы. В основе этого закона дуализм развития организаций. С одной стороны, функционирование организации как «открытая система» подчинено второму закону термодинамики, что означает реальное стремление организации к возрастанию энтропии, распаду, дифференциации. В практической деятельности данная тенденция имеет место в децентрализации структуры организаций, формировании самостоятельных структурных подразделений. И с другой стороны, любая организация склонна к наблюдению и проявлению неэнтропийных тенденций, выраженных в повышении организованности и лежащие в основе эволюционного развития.
- Закон самосохранения. Согласно этому закону как любая система в целом, так и ее отдельный элемент, в частности, стремятся сохранить себя как целое. На степень самосохранения организации оказывает влияние внешняя и внутренняя среда, характер деятельности, наличие ресурсов, качество управления и т. д. Сохранность системы как целого обусловлено двумя факторами – стабильность и развитие. Так, влияние стабильности проявляется, в конечном счете, в появлении бюрократии и застоя; а ускоренное развитие, не обеспеченное достаточными ресурсами способно привести только к временному успеху.
- Закон синергии. Синергия (от греч. synergia - сотрудничество, содействие) предполагает совместное и однородное функционирование всех элементов системы. Этот закон выражен приращением энергии. Любая организация может отличиться как приростом энергии, так и снижением общего энергетического ресурса в сравнении с суммой энергетических возможностей входящих в нее элементов.
Таким образом, энергетический потенциал организации дает нам представление о ее возможностях в достижении поставленной цели, эффективность использования материальных факторов (территория, техническая оснащенность, оборотные фонды, денежные средства) и социально-психологических (уровень профессиональной подготовки персонала, социально-психологический климат в коллективе). Реализация потенциальных возможностей предприятия зависит от эффективной деятельности звена управления. При этом возможно достижение как положительного, так и отрицательного эффекта. Синергетическим эффектом является усиление результатов совместной деятельности всвязи с возможностью совпадения набора факторов (элементов) и оптимального сочетания их характеристик.
Основные показатели созидательного синергетического эффекта представлены в таблице:
Таблица
Внутриорганизационные отношения
Основной упор наука менеджмента делает на изучение внутриорганизационных связей, т. к. характер и состояние данных связей, отношений, определяют производительность и эффективность организации в целом.
Внутриорганизационные отношения включают в себя все многообразие отношений между людьми, возникающих в процессе управления и функционирования организации. Отношения существуют объективно и отражают условия и способы реализации субъектами и объектами управления своих свойств. Характерная черта организационных отношений как предмета менеджмента в том, что они не могут быть реализованы в вещественной форме.
Эффективность взаимодействия соблюдается рядом условий:
- субъекты и объекты в управленческих отношениях должны соответствовать друг другу, т. к. могут возникнуть затруднения в реализации их потенциальных возможностей;
- в единстве субъектов и объектов управления каждый из них должен обладать относительной самостоятельностью;
- взаимодействие субъектов и объектов управленческих организационных отношений основано на принципах обратной связи, что сказывается на скорости и эффективности реагирования на управленческую информацию, полученную друг от друга;
- заинтересованность субъектов и объектов управления в четком взаимодействии.
Эти внутриорганизационные отношения также могут быть классифицированы по разным критериям:
- во-первых, согласно различиям сфер жизни общества и индивидуума отношения делятся на экономические, политические, социальные, интеллектуальные и духовные;
- во-вторых, критерий – характер отношений – способствует разделению отношений между людьми на межличностные, между личностью и группой, между группами;
- в-третьих, деление отношений между людьми на внешние и внутренние происходит в результате использования критерия «отношение к организации;
- в-четвертых, в соответствие с критерием «сроки и частота взаимодействия» внутриорганизационные отношения представлены как разовые кратковременные, частые кратковременные и постоянные;
- в-пятых, согласно типу возникающих профессионально-личностных связей отношения можно разделить на линейные, функциональные и личные.