Подготовка к внедрению стандарта менеджмента качества
Внедрение стандарта менеджмента качества – это инструмент совершенствования управления качеством (и управления предприятием в целом), состоящий в комплексе мероприятий (в том числе консалтинговых услугах, сертификационных аудитах, реорганизации подразделений), целью которых является переход к менеджменту качества, отвечающему стандарту (обычно речь идет о стандартах ISO серии 9000 или соответствующих им национальных стандартах ГОСТ Р ИСО серии 9000).
Началу собственно внедрения предшествует несколько подготовительных этапов.
Этап 1. Организация работ по созданию системы менеджмента качества в соответствии с требованиями и рекомендациями стандартов ISO серии 9000 (или национальных стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000). На этом этапе выполняются следующие мероприятия:
- назначаются должностные лица, ответственные за организацию работ по созданию системы менеджмента качества (руководитель проекта и представители высшего руководства),
- создается рабочая группа,
- составляются требования и рекомендации к системе менеджмента качества,
- участники работ по созданию системы обеспечиваются стандартами и другими необходимыми документами,
- при необходимости привлекаются внешние консультанты,
- выделяются ресурсы, требующиеся для выполнения работ по созданию системы в определенные сроки,
Этап 2. Определение целей и стратегии внедрения стандарта менеджмента качества. Стратегию согласовывают с руководителями предприятия. Руководство обозначает ключевую цель и доводит ее до всех сотрудников. В качестве целей может быть выбрано что-то из списка:
- удовлетворение ожиданий и потребностей потребителей продукции и других заинтересованных лиц (владельцев, поставщиков, работников),
- достижение преимуществ по сравнению с конкурентами,
- повышение эффективности функционирования организации.
Этап 3. Самооценка (диагностика) действующей системы менеджмента качества и детальное планирование проекта.
Под диагностированием понимается определение фактического состояния системы менеджмента качества, существующей на предприятии, и выявление ее несоответствия (соответствия) требованиям внедряемого стандарта.
Этап 4. Определение необходимой документации, планирование структуры документации.
Под документацией понимают систему документов, используемых предприятием.
Документом называют информацию, представленную на соответствующем носителе (стандарт, спецификацию, чертеж, процедурный документ, запись, отчет и т.д.).
Этап 5. Реализация процессного подхода. Это один из самых сложных этапов подготовки к внедрению стандарта менеджмента качества. Организация должна определить для себя, какие процессы будут выделяться в соответствии с требованиями стандартов. Например, можно выделить такие процессы:
- формирование и реализация целей и политики в сфере качества,
- работа руководителей высшего звена,
- процессы, связанные с потребителем,
- разработка и проектирование,
- ресурсное обеспечение,
- поставки,
- разработка, обращение и актуализация документов всех видов (рабочих инструкций, стандартов предприятия и т.д.),
- закупки,
- обеспечение точности измерений,
- техническое обслуживание оборудования и инструментов,
- обеспечение компетенций сотрудников,
- управление средствами мониторинга и измерений,
- управление действиями, связанными с продукцией, не соответствующей требованиям,
- улучшения.
Этап 6. Планирование устранения несоответствий. Этот этап включает:
- определение действий и ресурсов, требующихся для устранения выявленных ранее несоответствий системы стандарту,
- разработка календарного плана выполнения работ,
- разработка процессов, описанных ранее,
- пересмотр процедур и подготовка документации по системе менеджмента качества,
- официальное утверждение разработанной документации.
Процесс внедрения стандарта менеджмента качества
При внедрении стандарта менеджмента качества (после того, как реализованы все подготовительные мероприятия) необходимо:
- утвердить структуру службы менеджмента качества,
- ввести в действие разработанные документы,
- распространить документацию среди всех отделов, работы которых она касается,
- провести ознакомительные занятия по подразделениям, чтобы сотрудники ознакомились с новыми требованиями, поняли, какие действия ожидаются от них самих и от их подразделений,
- реализовать корректирующие и предупреждающие действия,
- обучить и подготовить компетентный персонал.
Корректирующие и предупреждающие действия являются важнейшими процедурами при внедрении стандарта менеджмента качества.
Корректирующие действия – это действия, предпринимаемые для устранения причин несоответствий, предупреждения повтора их возникновения.
Документированная процедура включает:
- анализ несоответствий (исходные данные можно взять из жалоб потребителей),
- установление причин возникновения несоответствий,
- оценка необходимых мероприятий, позволяющих избежать повторения,
- осуществление мероприятий, по которым принято решение,
- запись результатов проведения мероприятий,
- анализ результативности действий.
Предупреждающие действия – это действия, нацеленные на устранение причин возможных несоответствий для того, чтобы они не возникли.
Документированная процедура включает:
- установление несоответствий, которые могут возникнуть, и причин их появления,
- оценка потребности в действиях для предупреждения возникновения несоответствий,
- запись результатов мероприятий,
- анализ результативности мероприятий.
После того, как система менеджмента качества на предприятии внедрена, следует провести аудиты и анализ. На первом этапе проводится внутренний аудит (или совокупность внутренних аудитов), результаты которого подвергаются анализу со стороны руководителей. Производится оценка адекватности и эффективности внедренной системы.