Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Система менеджмента качества на предприятии

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Менеджмент качества / Система менеджмента качества на предприятии
Содержание статьи

Понятие системы менеджмента качества на предприятии

Определение 1

Система менеджмента качества на предприятии – это компонент общей системы менеджмента предприятия, созданный для обеспечения стабильности качества продукции или услуг предприятия, а также повышения степени удовлетворенности потребителя.

Можно сформулировать другое определение – исходя из методологии, а не ожидаемого результата.

Система менеджмента качества на предприятии – это система бизнес-процессов, базирующихся на процессных моделях менеджмента и нацеленных на управление качеством продукции или услуг предприятия.

Чтобы говорить о системах менеджмента качества, предварительно следует определить понятие качества. Этот термин за последние полвека претерпел существенные изменения:

  • изначально под качеством понимали соответствие стандартам. Если стандарт на гвозди определяет, что они должны иметь длину 10 мм, и быть изготовлены из определенного металла, и выпущенные гвозди именно такие – их признавали качественными,
  • позже стало ясно, что если товар отвечает стандартам, но не нужен покупателям, то его сложно считать качественным. Тогда к определению добавили, что продукт должен соответствовать потреблению. Сейчас никто (за исключением, разве что, узкого круга коллекционеров) не будет покупать считыватели перфокарт – даже если они будут идеально отвечать стандартам на такие считыватели,
  • в 1980-х появилось еще одно уточнение: качество должно соответствовать применению. Густое моющее средство, налитое в бутылку с узким горлышком (через которое его невозможно добыть) не будет качественным, даже если оно отлично отмывает посуду,
  • в современных условиях качественным признается только тот продукт, который соответствует ожидаемым потребностям потребителя. На многих рынках потребитель диктует условия, устанавливает правила – что должно производиться, а что нет.

Готовые работы на аналогичную тему

Определение 2

Качество продукции – это совокупность характеристик и свойств продукции, которые обуславливают ее пригодность к удовлетворению предполагаемых или обусловленных потребностей потребителя.

Итак, продукция и услуги необходимы для того, чтобы удовлетворять нужды потребителей. Ожидания и нужды формулируются в различных документах:

  • стандартах,
  • технических условиях,
  • технических заданиях,
  • спецификациях.
Замечание 1

Если в системе управления предприятия недостаточно отлажен блок системы менеджмента качества, то качество продукции в его современном понимании обычно не достигается.

Внедрение системы менеджмента качества на предприятии дает потребителю уверенность в том, что производитель стремится постоянно улучшать качество, удовлетворять его ожидания и потребности. Функционирование системы менеджмента качества формально подтверждается сертификатом на систему менеджмента качества, который выдают независимые органы по сертификации.

Разработка и внедрение на предприятии системы менеджмента качества

Ежегодно увеличивается количество компаний, использующих системы менеджмента качества по стандартам ISO серии 9000:

  • в совершенствовании стандартом принимают участие миллионы компаний по всему миру,
  • функционируют тысячи сертификационных органов и консалтинговых компаний,
  • сформировалась сфера бизнеса по сертификации, обороты в которой исчисляются сотнями миллионов долларов,
  • значительно возрос интерес к теоретическим проблемам менеджмента качества, ведутся научные исследования,
  • разработано и апробировано огромное количество методов менеджмента.

Организации, внедряющие системы менеджмента качества по стандартам ISO, получают ощутимые конкурентные преимущества. Но необходимой предпосылкой при разработке системы менеджмента качества на предприятии является компетентность его руководителей. Именно руководители вырабатывают идеи и концепции, которые позволят предприятию управлять качеством своей продукции (услуги) и процессов в условиях всеобщей конкуренции. Если руководители не разбираются в сущности и возможностях современного менеджмента, они не будут мотивированы на внедрение системы менеджмента качества в организации. Соответственно, если внедрение и произойдет (например, под давлением бизнес-партнеров), оно будет носить чисто формальный характер.

Стандарты ISO серии 9000 уделяют внимание не только распределению ответственности в организации и удовлетворению запросов потребителей, но и снижению рисков и повышению конкурентных преимуществ. Перед руководителем на этапе принятия решения о внедрении системы менеджмента качества стоит вопрос об экономической целесообразности этого мероприятия. Следует учитывать, что большая часть нововведений встречает сопротивление со стороны персонала. Чтобы менеджмент качества функционировал на постоянной основе (а не создавалась иллюзия для внешних пользователей), в нем должен быть заинтересован средний управленческий персонал. Руководители подразделений имеют возможность воздействовать на рядовых сотрудников, мотивировать их на работу в рамках системы менеджмента качества. При этом заинтересованы во внедрении системы должны быть все подразделения.

Для внедрения системы менеджмента качества, отвечающей стандартам ISO серии 9000, используют типичный проект со следующими показателями:

  • временные ограничения,
  • даты начала и окончания работ,
  • требуемые ресурсы (персонал, денежные средства),
  • уникальность,
  • комплексность.

Стандартные этапы реализации проекта:

  1. Организация работ по формированию системы менеджмента качества на предприятии с опорой на стандарты ISO серии 9000 и соответствующие национальные стандарты.
  2. Определение целей и стратегии внедрения стандартизированной системы.
  3. Самооценка (диагностика) существующей системы управления качеством.
  4. Определение документации, сопровождающей процесс внедрение, структуры документов.
  5. Реализация подхода на основе процессов.
  6. Планирование устранения несоответствий.
  7. Собственно внедрение системы.
  8. Анализ и аудит системы менеджмента качества.
  9. Непрерывное улучшение.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис