Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Внедрение и апробация системы менеджмента качества

Определение 1

Система менеджмента качества (СМК) - это совокупность взаимосвязанных организационных, технических, методологических и иных элементов, ориентированных на управление качеством (его обеспечение и поддержание).

Внедрение системы менеджмента качества

Наличие у предприятия системы менеджмента качества является одним из главных требований, которые предъявляются современной экономикой во всем ее многообразии к хозяйствующим субъектам. Система менеджмента качества рассматривается как совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, в ходе которых оказывается воздействие на различные аспекты деятельности организации с целью обеспечения их соответствия установленным требованиям.

Функционированию системы менеджмента качества на предприятии предшествует комплекс работ по ее внедрению. Он затрагивает различные аспекты деятельности организации и ее подсистемы - стратегического управления, производства, логистики, управления персоналом, внутренних коммуникаций, документооборота и др. Отсюда следуют такие характеристики задачи по внедрению СМК, как трудность, длительность, трудоемкость.

Внедрение системы менеджмента качества, как правило, осуществляется через реализацию следующих этапов:

  1. Анализ существующей ситуации на предприятии и обучение персонала (считается наиболее критическим для всего проекта внедрения СМК этапом).
  2. Разработка документации и изменение работы сотрудников (считается наиболее сложным и трудоемким этапом).
  3. Проведение внутреннего аудита системы качества.

Анализу ситуации, которая к данному моменту сложилась на предприятии, предшествует организация работ по внедрению системы менеджмента качества. Это находит воплощение в издании приказа по предприятию о начале работ по системе качества, где указывается их цель, уполномоченное ответственное лицо и состав рабочей группы (не более 5-7 ключевых сотрудников).

«Внедрение и апробация системы менеджмента качества» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Далее участники рабочей группы должны быть обучены менеджменту качества и требованиям стандартов ИСО серии 9000. Благодаря этому они смогут провести анализ существующего положения дел: сначала собирают исходные данные посредством анкетирования и проведения интервью, а потом их изучают в разрезе основных производственных, вспомогательных, обеспечительных, критических бизнес-процессов, в части наличия и актуальности регламентирующей документации (стандартов, инструкций, положений и т. д.), а также распределения между процессами ответственности, полномочий и ресурсов.

На основе полученных результатов аналитической работы осуществляется проектирование, разработка и внедрение документации системы качества, а также внедрение изменений в порядок работы сотрудников. Точнее говоря, задокументированными окажутся процессы предприятия, которые входят в систему качества. Их планирование, осуществление и управление ими могут стать эффективными только в случае разработки необходимых предприятию документов - карты процессов, регламентов, инструкций и т. д.

Для того чтобы проверить работу системы менеджмента качества предприятия, проводят внутренний аудит. Он направлен на выявление несоответствий и на подготовку плана корректирующих мероприятий. Тем самым, обеспечивается соответствие внедряемой системы менеджмента качества требованиям, которые связаны с выполнением ей своего предназначения.

Апробация системы менеджмента качества

Апробация системы менеджмента качества представляет собой совокупность работ, направленных на проверку ее жизнеспособности и функционирования на практике. Иными словами, апробация - это этап развития системы менеджмента качества, который следует после реализации комплекса работ по ее внедрению, т. е. апробация охватывает непосредственно практическую деятельность предприятия, где была внедрена система менеджмента качества.

Система менеджмента качества охватывает все области функционирования предприятия, в работе этой системы фактически принимают участие все сотрудники. Однако непосредственное управление системой менеджмента качества, т. е. управленческими функциями в области качества обычно наделяют небольшую группу специалистов, которые образуют отдельное структурное подразделение - службу по контролю или т. п.

Организационная структура зачастую выступает в роли базиса для апробации системы менеджмента качества. Она обуславливает наличие прямых и обратных связей, по которым циркулирует важная информация, касающаяся вопросов качества, т. е. реализуя политику в области качества и достигая соответствующие цели.

Успешность апробации системы менеджмента качества на предприятии может быть доказана в результате проведения сертификационного аудита. Он проводится аудиторами, которые представляют аккредитованный орган по соответствию, т. е. это независимые специалисты, которые должны подтвердить или опровергнуть факт, что система менеджмента качества на предприятии соответствует всем основным требованиям действующих стандартов, технических условий и других нормативных документов.

В случае положительного заключения аудиторов предприятию, чью систему менеджмента качества проверяли, будет выдан сертификат соответствия. Он будет исполнять роль документального подтверждения для других участников экономических отношений того, что у данного предприятия успешно апробирована система менеджмента качества и с ним возможно решение серьезных вопросов.

Таким образом, система менеджмента качества является одним из основных элементов современного предприятия и его системы общего менеджмента. В связи с этим большое внимание уделяется вопросам внедрения и адаптации системы менеджмента качества, от чего во многом зависит экономический успех деятельности предприятия в современном рыночном пространстве.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 31.01.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot