История развития коучинга в России
Коучинг является относительно новым для нашей страны явлением, в отличии от стран Европы и США. Активное развитие коучинга в России началось в начале 2000-х гг., когда многие западные страны уже активно применяли этот вид бизнес – образования. В это же время в нашей стране была открыта Международная академия коучинга, а уже сегодня в каждом крупном городе можно встретить специализированные коучинг – компании.
В целом, отечественный коучинг является одним из направлений системы проведения образовательных тренингов.
Сегодня можно говорить о наличии двух видов российского коучинга: стиль менеджмента и особая методика консультирования. Следует отметить, что коучинг в нашей стране по своей форме отличается от признанных западных методик, в этом есть особый национальный отпечаток. В настоящее время данный вид бизнес – образования развит довольно хорошо и может во многом соперничать с европейскими и американскими технологиями.
Специфика отечественного коучинга
Несмотря на относительную «молодость» российского коучинга спрос на подобные услуги растет как в частном, так и корпоративном сегментах.
Однако проблемой является явный недостаток квалифицированных или сертифицированных коуч-тренеров. При этом, отметим, что в Интернете можно найти довольно много предложений о коучинге. Причина этому – мода на коучинг, а значит возможность получения быстрого дохода. Это может «поставить крест» на развитии данного направления бизнес – образования в целом.
А с учетом того, что российская бизнес среда, из-за особого национального менталитета, существует по принципу «сарафанного радио», то настоящий специалист в сфере коучинга часто должен прилагать огромные усилия для того, чтобы развернуть мнение клиентов о коучинге в адекватное русло. В то же время именно эта особенность отечественного рынка и «закаляет» настоящих профессионалов и выталкивает с рынка дилетантов.
В основном, ключевые российские провайдеры коучинговых услуг - это компании из Москвы и Санкт-Петербурга. В этом смысле регионы смысле отстают.
Еще одна специфическая черта российского коучинга состоит в том, что компаний, которые предоставляют только коучинг, в нашей стране попросту нет. Коучинг является одной из услуг, предоставляемых клиент в рамках консалтинга в качестве отдельного коуч-сопровождения и поддержки клиента в проекте.
В настоящее время коучинг в нашей стране реализует множество новых программ бизнес-обучения, среди которых:
- социальные проекты, нацеленные на работу с выпускниками различных учебных заведений;
- предоставление расширенного пакета услуг для корпоративных заказчиков;
- издание мировых бестселлеров по коучингу, а также собственных наработок и исследований.
Целевая аудитория коучинга в нашей стране
Как правило, среди компаний, заказывающих коучинг для своего персонала, большинство – это успешные, развитые, прозападные, ведущие на рынке крупные корпорации или небольшие фирмы, руководство которых реально озабочено повышением эффективности труда коллектива и развитие творческого и инновационного потенциала своих сотрудников.
Интересен коучинг и топ-менеджменту, который нацелен на четкую и продуманную бизнес - стратегию, и менеджерам среднего звена, которые по роду деятельности занимаются развитием бизнеса и работают с людьми. Среди клиентов коучей много руководителей отделов по продажам, маркетингу, по работе с персоналом и т.д.
В то же время, коучинг для своих сотрудников используют руководители, понимающие необходимость активизации внутреннего потенциала, развития творческого подхода и системного видения в процессе решения корпоративных задач, возникающих проблем или трудностей.