Понятие контроллинга в системе управления
Контроллинг – это способ управления предприятием во всех сферах и направлениях его деятельности.
Контроллинг можно считать как альтернативу традиционному управлению предприятием, а также как усовершенствованную модель управления.
Контроллинг является системой управления, которая состоит из взаимосвязанных элементов:
- инструменты планирования;
- методики учета;
- способы анализа;
- способы контроля;
- и т.д.
То есть, контроллинг – это сложная система, которая включает в себя все элементы управления предприятием, которые в комплексе решают ряд стратегических целей функционирования организации в экономическом пространстве.
Понятие «контроллинг» в последнее время все чаще слышится в обсуждениях вопросов управления предприятие, так как появляется все доводов в части эффективности его применения.
Необходимость контроллинга в системе управления
Необходимость применения контроллинга продиктована различными причинами.
Прежде всего, необходимо понимать, что успех деятельности предприятия зависит от эффективной работы каждого звена. В данном случае, контроллинг позволяет понять, насколько целесообразны те или иные действия предприятия и как оптимизировать работу предприятия.
Влияние внешних факторов также может оказать негативное воздействие на деятельность предприятия. Контроллинг, в данном случае, предупреждает такое влияние на организацию, или помогает справиться с последствиями.
Организация контроллинга в системе управления
Для организации контроллинга в системе управления, необходимо точно понимать, что представляет собой контроллинг на практике. Так, прежде чем строить систему контроллинга, необходимо выделить его основные элементы.
- Цель контроллинга. Прежде всего, необходимо точно обозначить конечную цель контроллинга. То есть, не просто «размытая» цель – развитие предприятия, а точные характеристики. Например, открытие десяти новых магазинов для торгового предприятия в течение двух лет, или увеличение объема производства продукции до пяти тысяч единиц. То есть, конкретная цель – это уже старт и понимание как нужно организовать процесс контролинга.
- Планирование. После того, как определена цель – необходимо составить план. План, в данном случае – сложный и состоит из планирования деятельности каждого подразделения предприятия. План включает в себя подробные пункты, где пошагово отражены действия подразделений, которые в конечном итоге – повлияют на выполнение поставленной цели.
- Организация управленческого учета. Данный элемент контроллинга является самым сложным, потому как управленческий учет на предприятии – это структура управления на каждом участке, подразделении и при этом, должна быть обеспечена взаимосвязь между всеми элементами управления. Систему управленческого учета разрабатывают на каждом предприятии индивидуально. Важно определить, в каком виде нужна информация для управленческого учета и из управленческого учета, и от этого отталкиваться при построении системы управленческого учета.
- Информационная система. В процессе контроллинга необходимо построить информационную систему, которая содержала бы в себе информацию в том виде, в каком эта информация может быть полезна. В данном случае, учитывают направления информационных потоков. Например, менеджеры по сбыту должны оперативно получать информацию об остатках товаров на складах. Для этого, необходимо наладить прямую связь между складом и отделом сбыта.
Так, собрав все элементы – можно считать, что система контроллинга на предприятии налажена.