Контроллинг – это концепция управления, которая заключается в полном информационно-аналитическом и методическом обеспечении руководителей в процессе планирования, контроля, анализа и принятия ими управленческих решений.
Вопросы управления издавна находились в центре внимания многих мыслителей и ученых. От успешности их решения зависит эффективность экономической деятельности, которая ведется в обществе. В связи с этим с течением времени разрабатывались и внедрялись в практику хозяйствования более совершенные концепции управления.
Одной из самых новых концепций управления современности является контроллинг. Причина возникновения и внедрения данной практики кроется в необходимости осуществить в организационной системе (на предприятии, в банке, в органе власти и т.д.) системную интеграцию различных аспектов управления бизнес-процессами.
Контроллинг принято рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, данным понятием обозначают философию, образ мышления менеджера, который стремиться с максимальной эффективностью использовать имеющиеся ресурсы и развивать подконтрольную организацию на долгосрочную перспективу. С другой стороны, контроллинг – это инструмент, с помощью которого лица, принимающие управленческие решения, получают информационную, аналитическую, методическую поддержку по всем функциональным сферам деятельности предприятия.
Управленческая наука говорит о том, что истоки контроллинга зарождались еще в XV - XVIII вв. Однако настоящую популярность эта концепция приобрела только во второй половине ХХ в. Преимущественно это относится к США и Германии. В России интерес к ней стал проявляться с началом рыночных преобразований в стране.
В основе концепции контроллинга заложен ряд базовых положений, которые определяют ее сущность и особенности практического применения.
Во-первых, основой концепции контроллинга считается рассмотрение организации в качестве сложной открытой социально-технической системы, существующей и функционирующей ради достижения определенных целей. В связи с этим контроллинг нацелен на обеспечение долгосрочного существования организации и увеличение благосостояния ее собственника, что материализуется в росте цены капитала.
Во-вторых, контроллинг предлагает смотреть на управление как на процесс формирования и осуществления воли. Данный процесс представляет собой взаимосвязанную систему планирования и контроля хозяйственной деятельности, которая включает в себя следующие последовательно реализуемые фазы:
Контроллинг обеспечивает интеграцию и координацию данных фаз. Отсюда следует, что важную роль в рамках данной концепции играет планирование хозяйственной деятельности.
В-третьих, контроллинг переводит управление в организации на качественно новый уровень. Фактически он выступает в качестве механизма саморегулирования, который в контуре управления обеспечивает обратную взаимосвязь. В частности, контроллинг напрямую способствует объединению и координации планов различных проектов, функциональных направлений и структурных подразделений. Т.е. контроллинг является интегрирующей и координирующей системой.
В-четвёртых, контроллинг выполняет функцию поддержки процесса управления. Служба контроллинга современного предприятия советует, как и когда следует планировать. А ответ на вопрос, что планировать, должен даваться структурными подразделениями и сотрудниками организации, а не контроллерами. Это происходит за счет того, что контроллинг формирует и развивает «архитектуру» системы планирования и контроля на предприятии, разрабатывает методы реализации планово-контрольных расчетов, определяет информацию, необходимую для управленческого процесса, а также ее источники и пути получения.
Обеспечение успешного функционирования и развития системы достигается концепцией контроллинга через:
Развитие концепции контроллинга в разных странах мира, которые отличались друг от друга по условиям ведения хозяйственной деятельности, обусловило возникновение нескольких, как правило, национальных моделей контроллинга, которые имеют ряд специфических черт. Наибольшее распространение сегодня получили американская и немецкая модели контроллинга.
Американская модель контроллинга предполагает концентрацию, преимущественно, на вопросах учета, планирования, информирования и анализа. Такой подход, в первую очередь, обусловлен ориентацией на внешних пользователей (органы надзора, инвесторы и т. п.).
Немецкая модель контроллинга рассматривает контроллинг как более широкое понятие. Поэтому в качестве основных функций контроллинга данная модель признает бюджетирование, внутрипроизводственный (управленческий) учет, стратегическое и долгосрочное планирование.