Первая половина XX века
Консалтинг, консультационные услуги не являются жизненно необходимыми – этим можно объяснить их относительно позднее появление и развитие. До начала $XX$ века технологии не менялись в течение долгого времени, сложных организационных структур не существовало, и все функции бизнес выполнял самостоятельно, без помощи внешних консультантов.
Развитие экономики и рост производства привел к тому, что один человек уже не мог осуществлять все операции самостоятельно, не мог обрабатывать растущие объемы поступающей информации. Это способствовало появлению сложных организационных структур, разделения труда, которое впоследствии переросло в развитие консалтинговых услуг.
Первоначально услугами сторонних консультантов пользовались для решения каких-либо нестандартных задач или проблем, которые были не по силам руководству компании и требовали наличия специальных знаний или опыта. Целью консультантов было решение таких задач для повышения эффективности деятельности организации.
Первыми профессиональными консультантами считаются Фредерик Тейлор, Артур Д.Литтл, Гаррингтон Эмерсон и Тоуэрс Пэррин. Силами последних были основаны первые консалтинговые компании.
Первые консультанты и консалтинговые компании фокусировались на повышении эффективности производства через рационализацию труда, снижение издержек и устранение отходов. Развитие теории и практики менеджмента в 20-е годы привело к расширению сферы деятельности консультантов, а также к усилению интереса к ним.
После периода «Великой депрессии» консультационные услуги стали распространяться за границами США и Великобритании – в других развитых странах Западной Европы. Уже в 40-е годы услугами консультантов пользовались государственные организации и компании военно-промышленного комплекса этих стран.
Вторая половина XX века
Послевоенный период считается золотым веком консультационных услуг. В то время рост спроса на услуги профессиональных консультантов был особенно интенсивным. Причинами такого бума можно считать общий подъем экономики после войны, расцвет строительства и промышленности, а также интернационализацию бизнеса и развитием технического прогресса.
В 1970-е годы на 100 менеджеров в Соединенных Штатах Америки приходился 1 консультант.
В 1980-е годы консалтинг получил такое распространение, что появился термин «консультантовооруженность», который отражает отношение общего числа жителей страны к числу консультантов. Этот показатель в развитых странах достигает 10 тыс. человек. Однако в развивающихся странах в настоящий момент консультантовооруженность составляет 200-300 человек.
Можно утверждать, что развитие консалтинга напрямую зависит от развития экономики страны и технологий управления.
Этапы развития консалтинга
- 1900 - 1970-е. Для рынка характерно стабильное и равномерное развитие производства, cлабое влияние технического прогресса, длинный жизненный цикл продукции, устойчивость и предсказуемость рыночной ситуации. Консультант представляет собой способ превращения теории в практику, выполняет функции справочника. Продукт консалтинга – разработанная методология. Деятельность консультантов ограничена и слабо распространена.
- 1971 - 1990-е. Для рынка характерно быстрое развитие науки, внедрение научных изобретений в производство, cокращение жизненного цикла продукции, дестабилизация рынков, усложнение техник и методов управления. Происходит активное распространение деятельности консультантов, консультанты являются частью организационной деятельности, они способны увидеть проблемы в компании и решить их. Необходимость консалтинга обусловлена высоким уровнем профессионализма консультантов и их незаменимым опытом.
- 1991 – настоящее время. Для рынка характерен рост интенсивности научно-технического прогресса и динамичности рынка, интернационализация экономики, усиление конкуренции, тотальная компьютеризация. Происходит усложнение роли консультантов и содержания их деятельности. Консультант представляет собой эксперта в определенной области и аналитика, который способен диагностировать и решить проблему, а также генератора идей, методов и технологий, применяемых в бизнесе.