Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Структура и процесс развития конфликта

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Коммуникации, решения и конфликты / Структура и процесс развития конфликта
Содержание статьи

Конфликт представляет собой упорядоченную структуру социального взаимодействия. Данная структура предполагает выделение ключевых элементов, среди которых участники конфликта, ресурсы конфликтного противостояния, причинное поле конфликта, наличие сил, непосредственно в борьбе не участвующих, но в ее исходе заинтересованных, интересы и стремления оппонентов, условия, в которых конфликт реализуется.

Замечание 1

Ключевыми элементами структуры конфликтного взаимодействия являются:

  • объект конфликта;

  • предмет конфликта;

  • субъекты конфликта;

  • условия конфликта, социальная среда.

Объект конфликта

Каждый конфликт имеет свои причины, возникает из–за необходимости удовлетворения каких-либо потребностей. Ценность, которая такую потребность способна удовлетворить и из-за владения которой возникают конфликты и является его объектом. Объектом конфликта могут быть материальные, духовные и социальные ценности. К примеру, простейший вариант межличностного конфликта – ссора детей из-за игрушки в детском саду. В этом случае объектом конфликта является игрушка как материальная ценность.

Предмет конфликта

Характер конфликта определяется не только объективными условиями в этой стране, малой или большой группе, но и субъективным восприятием или образом конфликта, который создан у действующих в какой – либо конфликтной ситуации лиц или групп лиц. Данный образ или восприятия не обязательно соответствует истинному положению дел. Например, возник конфликт двух мужчин из-за внимания девушки, которая в этом случае является объектом конфликта, однако предметом конфликта может стать как желание каждого ею обладать, так и нежелание того, чтобы другой ею обладал. То есть в разных случаях объект конфликта может быть один и тот же, но предметы достаточно различаться.

Познание людей не только отражает объективную природу, но и включает в себя в качестве неотъемлемой составной части человеческую природу. Из – за этого отношения между образами, представлениями и реальностью достаточно сложны и не только ей никогда полностью не соответствуют, но и могут весьма серьезно расходиться с ней, что послужит еще одним источником конфликта.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 2

Следует иметь в виду при этом, что, каковы бы ни были представления и образы, восприятия о конфликтной ситуации, конфликт не начнется до тех пор, пока они не реализуются в соответствующих обоюдных действиях. Субъективные и объективные причины конфликта, возникающие на его ближних и дальних подступах, а также состав участников обусловливают и систему возможных вариантов действий, поведения сторон. По причине того, что каждое действие одного из участников конфликта приводит к соответствующему противодействию, они воздействуют друг на друга.

Субъекты и социальная среда конфликта

Субъектом конфликта могут быть как отдельный индивид, так и социальные группы, организации или более масштабные социальные общности (государства и их коалиции). Основными участниками конфликта являются противники или противодействующие стороны, которых в конфликте как минимум две. Они является стержнем конфликта. В случае выхода из противоборства хотя бы одной из основных его сторон конфликт прекращается.

Оппоненты могут быть условно разделены на три ранга. Ранг оппонента – это комплексная характеристика силовых ресурсов, с помощью которых борьба ведется.

Значимость и степень влияния участников конфликта не всегда соответствует какой – либо последовательности. Неодинакова роль некоторых участников конфликта и с точки зрения психологии: в таком отношении она может быть возвышенной, героической, а может быть и низменной или неприглядной. Каждый из участников может руководствоваться при развитии противоборства своими мотивами, интересами, целями, установками и ценностями. И социальная значимость участников, и их установки, цели особенно четко проявляются только тогда, когда конфликт доходит до высокой степени развития. В это время наступает «момент истины» в процессе развития конфликта, устанавливается, кто есть кто среди участников его.

Помимо основных сторон конфликта, могут быть и иные его участники, играющие в нем второстепенные роли. Роли эти могут быть как существенными, так и малозначимыми, вплоть до роли так называемых «людей из толпы».

Роли участников конфликта различаются с социологической и психологической точек зрения. С социологической точки зрения они могут различаться существенно по своей социальной значимости, влиянию, силе, что особенно ярко обнаруживается в случае столкновения отдельной личности и государства. Безусловно, в конфликте подобного рода силы участников не являются равными, о чем могут свидетельствовать трагические судьбы «инакомыслящих», выступавших активно против СССР.

Однако, помимо рассмотренных участников конфликта, совокупность которых как бы составляет его микросреду, важнейшую, а зачастую и решающую роль в его развитии играет макросреда, те конкретные исторические, социально-психологические условия, в которых развертывается он. Понятием социальной среды определяется почва, на которой происходит возникновение и развитие конфликта. В данное понятие включается не как ближайшее, так и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те значимые социальные группы, к которым они имеют принадлежность, классовые или национальные, а также в целом общество.

Процесс развития конфликта

Конфликт в своем развитии проходит пять основополагающих последовательных стадий.

Первая из стадий характеризуется возникновением условий, создающих определенные возможности для возникновения в будущем конфликта, а именно:

  • проблем, которые связаны с общением (неудовлетворительное качество обмена информацией, отсутствие взаимопонимания внутри коллектива);

  • проблем, которые связаны с некоторыми особенностями работы организации (авторитарность стиля управления, отсутствие четко сформулированной системы оценки работы сотрудников, стимулирования и вознаграждений);

  • личностных качеств сотрудников (наличие несовместимых систем ценностей, догматизм, неуважение к интересам остальных членов коллектива).

Вторая стадия определяется таким развитием событий, при котором конфликт для его участников становится очевидным. О чем могут свидетельствовать трансформация взаимоотношений между участниками конфликта, появление напряженной обстановки, наличие ощущения психологического дискомфорта.

Третью стадию можно охарактеризовать очевидными намерениями участников конфликта создавшуюся конфликтную ситуацию разрешить. Здесь выделяют несколько основных стратегий разрешения конфликта:

  • конфронтация, при котором одна из сторон хочет удовлетворять свои интересы, не считаясь при этом с тем, каким образом это повлияет на интересы остальных сторон;

  • сотрудничество, в случае которого активно предпринимаются попытки более полно удовлетворить интересы всех сторон, участвующих в конфликте;

  • стремление избегать конфликта, при котором конфликт игнорируется, в стороны его существование не желают признавать, пытаются избегать людей, с которыми могут возникнуть разногласия по каким – либо вопросам;

  • приспособленчество, когда одна сторона конфликта выражает стремление поставить интересы другой стороны выше своих собственных;

  • компромисс, в котором каждая из конфликтующих сторон готова своими интересами частично пожертвовать во имя обших.

Четвертая стадия конфликта начинается тогда, когда намерения его участников находят воплощение в конкретных формах поведения. Поведение участников конфликта при этом может принимать как контролируемые формы, так и не контролируемые (столкновение групп и т.п.).

Пятую стадию конфликта можно охарактеризовать тем, какие последствия (негативные или позитивные) наступают сразу после разрешения конфликта.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Эдуард Геннадьевич Анфимов

Эксперт по предмету «Менеджмент»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис