Значение делового общения
В процессе работы менеджерам разного уровня необходимо контактировать друг с другом, и от качества данных контактов во многом зависит эффективность системы управления в организации. Контакты строятся на принципах делового общения, которое представляет собой сложный многоуровневый процесс установки и развития контактов. Деловое общение возникает из необходимости удовлетворять общие потребности в процессе деятельности менеджеров. Строится оно на обмене информацией, выработке общей стратегии взаимодействия, понимании других людей.
Многие проблемы в бизнесе связаны с коммуникациями между людьми, так как в процессе общения происходит передача идей, мыслей, люди приходят к пониманию, вырабатывают общие цели. От степени грамотности при общении в организации зависят многие элементы деятельности: переговоры, взаимопонимание с партнерами, поставщиками, клиентами, сотрудниками, удовлетворенность персонала результатами труда, психологический климат, отношения с другими организациями, госслужбами.
Менеджмент является одной из важных областей деятельности организации, где общение становится одним из ключевых факторов. Современный менеджер работает с людьми, умение грамотно строить общение ему необходимо. Уровень общительности менеджера влияет на эффективность деятельности организации в целом, что отражено на рисунке. Чем выше общительность, тем выше эффективность.
Рисунок 1.
В рамках словесного общения руководство проводит инструктажи, беседы, собрания, совещания, анализ ошибок.
Правила проведения деловых бесед
Беседы и совещания являются одной из распространенных форм взаимодействия менеджеров в организации. Беседы бывают индивидуальными и групповыми. Индивидуальные беседы также называются профессиональными контактами. Существует много специально разработанных методик и техник проведения деловых бесед, их специфика зависит от того, с кем проводится беседа (клиент, подчиненный, партнер и т.д.). У любой деловой беседы есть конкретная цель, к которой собеседники хотят прийти с минимальными затратами сил и времени. По целям беседы подразделяются на две группы: свободные беседы и целенаправленные.
У деловой беседы есть три этапа проведения:
-
Подготовительный этап. Здесь определяются задачи беседы, составляется план, время беседы. Участники должны быть благожелательно настроены по отношению друг к другу изначально.
-
Ознакомительный этап. Участники знакомятся друг с другом, преодолевают психологический барьер, устанавливают доверительную атмосферу.
-
Основной этап беседы. Он делится на три части: вводная часть, основная часть, заключительная часть.
В целом структура деловой беседы выглядит следующим образом:
Рисунок 2.
В целом тон беседы должен быть дружелюбно-деловым. Важным условием также является пунктуальность участников. Ситуацию, которая рассматривается в ходе беседы, принято анализировать с двух точек зрения, при этом участники стараются понять, почему собеседник воспринимает ситуацию именно так. В деловой беседе важно уметь слушать и задавать уточняющие вопросы. Уточняющие вопросы должны быть конкретными, тактичными, обоснованными. Категоричные суждения могут привести к неудаче. Речь должна быть отчетливой, ясной для слуха, не стоит говорить излишне громко или тихо. Решение по беседе всегда следует за обсуждением.
Деловые совещания
Совещание является формой обмена информации между подчиненными и руководством, они связывают работу отдельных сотрудников с работой всей организации. На совещаниях происходит сбор и обработка информации, координация действий отделов и сотрудников, принимаются управленческие решения. Помимо разработки управленческих решений по самым актуальным и сложным проблемам в организации, совещания также решают учебно-воспитательные задачи: достигать компромиссов, улучшить культуру общения в коллективе, уметь комплексно подходить к решению задач.
С помощью деловых совещаний можно решить следующие вопросы:
-
развитие стратегии организации, проведение ее в жизнь;
-
интеграция отделов с учетом общей стратегии и миссии организации;
-
обобщение и анализ информации;
-
коллективный подход к решению проблем с обучающим эффектом.
Этапы делового совещания:
-
Подготовка. Здесь определяют целесообразность проведения совещания, повестка дня, содержание проблемы, состав участников, время проведения (лучше всего проводить в среду или четверг во второй половине дня), место проведения совещания (конференц-зал или кабинет руководства). На данном этапе также подготавливаются участники: им сообщают место, время, повестку дня, снабжают материалами.
-
Проведение совещания. Совещание лучше всего проводить, согласно заранее разработанному регламенту. Если оно длится дольше 40-50 мин., необходимо делать перерывы. Во время совещания ведется протокол, который составляется по определенной форме и содержит краткую информацию о выступлениях участников совещания и принятых решениях. Протокол обычно ведется секретарем.
-
Итоги и принятие решений. Решение принимаются коллективно, эффективность зависит от того, насколько каждому участнику удалось включить свои идеи в итоговое решение.
По итогам совещания назначаются исполнители работ, сроки, объемы работ. После принятых решений осуществляется контроль за их выполнением. Лица, осуществляющие контроль, также определяются по итогам совещания.