Виды делового общения
Деловое общение представляет собой взаимосвязь и взаимодействие, сопровождающееся обменом опытом, деятельностью, информацией, который предполагает достижение определенных результатов, решение обозначенных проблем или реализацию поставленной цели.
Деловое общение бывает двух видов:
- прямое, построенное на непосредственном контакте,
- косвенное, при котором между партнерами присутствует пространственно - временная дистанция.
Деловое общение прямого вида обладает большей степенью эмоционального воздействия, внушения и соответственно большей результативностью, по сравнению с косвенным. При таком способе общения социально – психологические механизмы действуют прямо, непосредственно.
Отличие делового общения от неформального заключается в том, что в процессе его реализации определяются цели и задачи, требующие своего решения. Прекратить взаимодействие в деловом общении с партнером нельзя без потерь для обеих сторон.
Деловое общение может быть представлено в разных формах:
- деловая беседа;
- переговоры;
- совещания;
- публичные выступления.
Деловые переговоры - основная форма делового общения
Переговоры представляют собой деловое общение, цель которого заключается в достижении совместного решения. Переговоры подразумевают обмен обязательствами и обещаниями. Переговоры проводятся в виде деловой беседы, в которой затрагиваются вопросы, представляющие интерес для обеих сторон, и способствующие налаживанию деловых связей.
Переговоры могут существенно различаться по своим целям, например, заключение договоров, на проведение работ научно-исследовательского или проектного характера, соглашение о сотрудничестве, координация деятельности.
В процессе переговоров, как правило, каждый из партнеров хочет:
- добиться взаимной договоренности по вопросам, в которых сталкиваются интересы;
- выдержать конфронтацию, спровоцированную противоречивыми интересами при этом, не разрушая отношения.
Для достижения этого, необходимо выполнить ряд условий:
- решить, возникшую проблему;
- установить межличностное взаимодействие;
- управлять своими эмоциями.
Переговоры состоят из двух основных этапов: подготовка и непосредственное ведение переговоров. Подготовка переговоров включает в себя:
- анализ проблемы;
- планирование переговоров;
- планирование организационных моментов;
- контакты до переговоров с партнером.
Ведение переговоров в обобщенной схеме, также должно быть структурировано:
- приветствие и определение круга решаемых проблем;
- характеристика проблемы и предложения о процессе переговоров;
- изложение позиции каждого оппонента;
- диалог;
- решение проблемы;
- завершение.
Переговоры позволяют путем взаимного обмена мнениями добиться отвечающего интересам обеих сторон соглашения и достичь результатов, устраивающих всех участников переговоров. Но не всегда данный результат достигается. Это может происходить по следующим причинам:
- «Холодный запуск», когда партнер начинает переговоры, не обдумав предварительно цель, возможные сложности и последствия. В таком случае ему остается только ответно реагировать, а не действовать на переговорах.
- «Отсутствие программы», когда партнер не имеет плана действий в рамках максимальных и минимальных требований.
- Позиция «Главное чтобы меня это устраивало» порождает у представителей другой стороны ощущение отсутствия для них преимуществ и желания далее вести переговоры.
- Отсутствие четких собственных предложений, аргументов, требований и критериев оценки предмета переговоров.
- Неправильное поведение одного из оппонентов, которое может заключаться в неумении слушать, излишней эмоциональности, в неумении аргументировать свою позицию.
На переговорах не обойтись без уверенной целенаправленной аргументации. Для успешного развития переговоров необходимо в самом начале обозначить общую с партнером позицию, затронуть бесспорные аспекты обсуждаемого вопроса. Далее можно перейти к обсуждению тех пунктов, по которым договориться можно достаточно легко. И только на последнем этапе надо остановиться на вопросах, требующих подробного обсуждения.