Современный менеджмент в том виде, в котором мы его сейчас видим, начал свое становление в конце XIX – начале XX вв., благодаря классическим научным школам, и прошел в своем развитии несколько эволюционных этапов.
Школа научного управления
Основоположник школы Ф. Тейлор. В рамках данной школы разработаны следующие положения:
- обоснован принцип соответствия (Тейлор Ф.);
- с научной точки зрения была осознана процедура подбора и подготовки кадров (Форд Г., Гилбрет Л., Ганнт Г.);
- система заработной платы видоизменилась согласно с индивидуальной выработкой каждого сотрудника, а не с групповыми результатами труда (график Ганнта Г.);
- в теоретическом уровне была предложена идея соблюдения гармонии интересов руководителей и подчиненных (Форд Г.);
- подход к организации рабочего места на научной основе и др.
Научные основы управления в то время были применены на промышленных предприятиях США, Германии, Англии, Франции, Швеции. Однако общей теории на тот момент еще не сложилось. Были обоснованы лишь некоторые принципы и методы управления. Начали закладываться основы функций кадрового менеджмента.
Школа административного управления
Основоположник школы А. Файоль. Представителями школы было разработано и предложено:
- сфера деятельности администрации предприятия разделена на 6 направлений (технологическая, коммерческая, финансовая, защитная, бухгалтерская деятельности и администрирование), где администрирование – это непосредственное управление людьми (А. Файоль);
- выделены основные функции управления – планирование, организация, распорядительство, координация и контроль – чуть позже «укомплектование штата» (Л. Гьюлик и Л. Урвик);
- разработаны 14 принципов процесса управления (А. Файоль);
- классическая теория бюрократии (М. Вебер).
Благодаря исследованиям ученых школы, теория управления была разделена на два направления: организация и управления непосредственно производственным процессом; изучение общих проблем управления, где главными проблемами являлись проблемы кадровой политики и управления персоналом.
Школа человеческой науки и науки о поведении
Деятельность этой школы стала поворотным моментом в истории менеджмента, когда впервые стала обозначаться значимость «человеческого фактора» в области менеджмента, влияющего на эффективность организации. В рамках деятельности данной школы было сделано:
- разработаны и применены психологические методы отбора кадров (Мюнстенберг Г.);
- изучены проблемы конфликтов и проблемы делегирования полномочий (Фоллет М. П.);
- выявлена зависимость производительности труда от взаимоотношений между сотрудниками, человеческое внимания к персоналу со стороны руководства (Мэйо Э.);
- сформулировано понятие «стиль руководства» и предложена первая классификация стилей – авторитарный, демократический, нейтральный (Левин К);
- выявлен новый тип организации – партисипативная, основанная на участии работников в управлении (Лайкерт Р.);
- изучена проблема лидерства (Мак-Грегор Д.);
- предложена «теория незрелости», отражающая активизацию неформальных групп в организации как реакцию на поведение руководителей, злоупотребляющих авторитарными методами, считая своих подчиненных незрелыми личностями, нуждающимися в авторитарном руководстве (Арджирис К.).
Отдельным блоком можно выделить развитие мотивационных теорий этой школы. Такими теориями занимались: А. Маслоу (Пирамида потребностей), Д. Мак-Клеланд (Теория мотивационных потребностей), Фредерик Герцберг (Теория двух факторов – факторы мотивации и факторы контекста), С. Адамс (Теория справедливости) и др.
Подходы в менеджменте
Во второй половине ХХ в. как реакция на усиливающуюся непредсказуемость неопределенность внешней среды появляются самостоятельные подходы в менеджменте, необходимые организациям для перестройки управления.
Количественный подход тесно связан с применением математических моделей в управлении организациями, стимулировала привлечение положений теории систем, кибернетики. Благодаря этому упростился процесс принятия решений в проблемных ситуациях.
Процессный подход способствовал тому, что управление стало рассматриваться не как набор функций, а как целостный процесс непрерывных, взаимосвязанных действий по достижению цели. «Процессный подход к управлению организации стал важнейшей предпосылкой технологизации менеджмента.
Системный подход дал возможность рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих между собой и с окружающей средой. Ради отклонения угроз и использования возможностей для развития системный подход облегчает наблюдения за развитием ситуаций во внутренней и внешней среде.
Ситуационный подход возник на основе необходимости для менеджеров быстро решать проблемы в конкретных ситуациях. Такое положение требует от менеджеров моментального ситуационного мышления. Ситуационный подход доказывает, что нет универсальных методов в управлении организацией. Каждая ситуация требует индивидуального подхода, соответствующих методов, форм и технологий. Умение менеджеров действовать по ситуации оказывает влияние на эффективность организации.
Развитие менеджмента обобщено в таблице (см. таблицу).
Таблица
Классификация школ менеджмента
В конце ХХ в.–начале XXI в экономически развитых странах появляется, так называемый, неоклассический менеджмент. Характерные черты неоклассического менеджмента: рассмотрение организации как открытой системы; признание ситуационного подхода как доминирующего в силу непредсказуемости внешней среды, развитие корпоративной культуры как мотивационного фактора для персонала, вовлечение персонала в управление организацией.
Таким образом, менеджмент как молодая наука прошел в своем этапе классическое становление и в данное время трансформируется в неоклассический менеджмент, главной особенностью которого является гибкость, адаптивность.