Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Инновационные теории в менеджменте

Общая характеристика инновационного менеджмента

Определение 1

Инновационные теории – это теории, обосновывающие инновационное развитие на макро- и микроуровне.

Управление инновациями является сравнительно новым понятием в рамках научно-технической, технолого-производственной и административной сфер управленческой деятельности. Базой инновационных теорий менеджмента являются следующие основные положения:

  • нахождение идеи, которая послужит фундаментом инновации,
  • организация для данной инновации инновационного процесса,
  • продвижение и реализация инновации.

В состав инновационного менеджмента входит тактика и стратегия управления.

Определение 2

Под тактикой управления понимают конкретные приемы и методы, ориентированные на достижение поставленных целей в имеющихся условиях.

Тактика нужна, чтобы выбрать оптимальное решение и пути реализации этого решения в рамках конкретной хозяйственной ситуации.

Определение 3

Стратегией называется определение общего направления и способов использования средств, обеспечивающих достижение целей.

Стратегия прекращает существование после того, как цель достигается.

Инновационный менеджмент представляет собой систему управления предприятием, в рамках которой выделяются две подсистемы:

  • субъект управления (управляющая подсистема). В качестве субъекта управления выступает работник или группа работников, осуществляющих целенаправленное влияние на объект управления,
  • объект управления (управляемая подсистема). В рамках инновационных теорий объектом управления выступают инновации, инновационные процессы и отношения, возникающие на рынке инноваций между его участниками.

Инновации как объект менеджмента

Само понятие «инновация» на интуитивном уровне можно определить как что-то новое. Это определение пригодно для бытового понимания, на научном уровне познания следует оперировать более четкой терминологической базой.

«Инновационные теории в менеджменте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Использование слова инновация (происходящего от латинского innovation, что переводится как «в направлении изменений») зафиксировано еще в средневековых источниках. Исследователи истории инноваций отмечают, что имеются документальные свидетельства использования его французами в 1297 году, англичанами – в 1533 году. Значение слово было далеко от современного – замена одного обязательства на другое с согласия кредитора.

Впервые как научный термин «инновация» появилась в культурологических исследованиях конца XIX века. Значение термина на тот момент заключалось во введении элементов одной культуры в другую. Именно так его использовал австрийско-американский ученый Йозеф Шумпетер (в частности, в книге «Теория экономического развития», вышедшей в 1912 году).

В настоящее время слово «инновация» можно встретить и применительно к новому продукту, и к новой системе управления, и к новой технологии, и к новым рынкам сбыта. При этом оно используется в двух основных значениях:

  • как процесс,
  • как результат этого процесса.

Если говорить о результате процесса, то под инновацией можно понимать нововведение, ориентированное на совершенствование деятельности компании, предприятия, фирмы, организации или другого субъекта, обеспечивающее создание новой технологии, товара или услуги. В случае коммерциализации инновации созданная технология, товар или услуга должны быть пригодны для вывода на рынок.

Определение 4

Инновации – результат творческой (интеллектуальной) деятельности по созданию усовершенствованного или нового процесса либо продукта, т.е. объекта внедрения.

Более общее определение предлагает признать инновацией результат инвестирования интеллектуальных решений в разработки и получение новых знаний, ранее не применявшихся идей по обновлению сфер человеческой жизнедеятельности (изделий, технологий, организационных форм функционирования социума – управления, организации труда, образования, обслуживания, информатизации, науки и т.д.), приводящий к получению дополнительной ценности (лидерства, опережения, прибыли, качественного превосходства, прогресса).

Этапы развития инновационных теорий в менеджменте

Знания и инновации были важны всегда. Вся история человечества демонстрирует, что открытия совершались в результате развития системы знаний. Впоследствии эти открытия внедрялись в производство. Отличием современного этапа развития науки, техники, экономики – общества в целом – является наличие колоссального объема накопленных знаний, которые продолжают пополняться. Во всех сферах деятельности циркулируют потоки информации, которые один человек охватить не в состоянии.

Тем не менее, инновационный процесс на разных этапах развития человеческого общества играл разные роли и реализовался в рамках разных моделей:

  • на первом этапе (1950-1960-е гг.) инновационный менеджмент оперировал последовательной моделью (рис. 1),

    Последовательная модель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Рисунок 1. Последовательная модель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  • на втором этапе (1960-1970-е гг.) модель приобрела параллельно-последовательный характер, акценты сместились на влияние рынка, реакции научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на его потребности (рис. 2),

    Параллельно-последовательная модель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Рисунок 2. Параллельно-последовательная модель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  • на третьем этапе (1970-середина 1980-х гг.) модель адаптировалась к развитию инфраструктуры рынка и приобрела вид, представленный на рис. 3.

    Адаптированная модель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Рисунок 3. Адаптированная модель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  • на четвертом этапе (середина 1980-х гг. – середина 2000-х гг.) доминирующей стала японская модель передового опыта. Прямые и обратные связи в этот период усложнились, интегрированные группы специалистов стали работать на идеей параллельно по разным направлениям. В результате решение задачи стало отыскиваться быстрее, что повысило эффективность инновационного процесса,

  • на пятом этапе (с середины 2000-х) сложилась модель стратегических сетей, базирующаяся на стратегической интеграции сил и средств.

Таким образом, развитие инновационных процессов характеризуется постоянным усложнением, возрастанием предъявляемых к его стадиям требований. В связи с этим большую значимость приобретает практика и теория инновационного менеджмента.

Дата написания статьи: 02.07.2019
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot