Общая характеристика инновационного менеджмента
Инновационные теории – это теории, обосновывающие инновационное развитие на макро- и микроуровне.
Управление инновациями является сравнительно новым понятием в рамках научно-технической, технолого-производственной и административной сфер управленческой деятельности. Базой инновационных теорий менеджмента являются следующие основные положения:
- нахождение идеи, которая послужит фундаментом инновации,
- организация для данной инновации инновационного процесса,
- продвижение и реализация инновации.
В состав инновационного менеджмента входит тактика и стратегия управления.
Под тактикой управления понимают конкретные приемы и методы, ориентированные на достижение поставленных целей в имеющихся условиях.
Тактика нужна, чтобы выбрать оптимальное решение и пути реализации этого решения в рамках конкретной хозяйственной ситуации.
Стратегией называется определение общего направления и способов использования средств, обеспечивающих достижение целей.
Стратегия прекращает существование после того, как цель достигается.
Инновационный менеджмент представляет собой систему управления предприятием, в рамках которой выделяются две подсистемы:
- субъект управления (управляющая подсистема). В качестве субъекта управления выступает работник или группа работников, осуществляющих целенаправленное влияние на объект управления,
- объект управления (управляемая подсистема). В рамках инновационных теорий объектом управления выступают инновации, инновационные процессы и отношения, возникающие на рынке инноваций между его участниками.
Инновации как объект менеджмента
Само понятие «инновация» на интуитивном уровне можно определить как что-то новое. Это определение пригодно для бытового понимания, на научном уровне познания следует оперировать более четкой терминологической базой.
Использование слова инновация (происходящего от латинского innovation, что переводится как «в направлении изменений») зафиксировано еще в средневековых источниках. Исследователи истории инноваций отмечают, что имеются документальные свидетельства использования его французами в 1297 году, англичанами – в 1533 году. Значение слово было далеко от современного – замена одного обязательства на другое с согласия кредитора.
Впервые как научный термин «инновация» появилась в культурологических исследованиях конца XIX века. Значение термина на тот момент заключалось во введении элементов одной культуры в другую. Именно так его использовал австрийско-американский ученый Йозеф Шумпетер (в частности, в книге «Теория экономического развития», вышедшей в 1912 году).
В настоящее время слово «инновация» можно встретить и применительно к новому продукту, и к новой системе управления, и к новой технологии, и к новым рынкам сбыта. При этом оно используется в двух основных значениях:
- как процесс,
- как результат этого процесса.
Если говорить о результате процесса, то под инновацией можно понимать нововведение, ориентированное на совершенствование деятельности компании, предприятия, фирмы, организации или другого субъекта, обеспечивающее создание новой технологии, товара или услуги. В случае коммерциализации инновации созданная технология, товар или услуга должны быть пригодны для вывода на рынок.
Инновации – результат творческой (интеллектуальной) деятельности по созданию усовершенствованного или нового процесса либо продукта, т.е. объекта внедрения.
Более общее определение предлагает признать инновацией результат инвестирования интеллектуальных решений в разработки и получение новых знаний, ранее не применявшихся идей по обновлению сфер человеческой жизнедеятельности (изделий, технологий, организационных форм функционирования социума – управления, организации труда, образования, обслуживания, информатизации, науки и т.д.), приводящий к получению дополнительной ценности (лидерства, опережения, прибыли, качественного превосходства, прогресса).
Этапы развития инновационных теорий в менеджменте
Знания и инновации были важны всегда. Вся история человечества демонстрирует, что открытия совершались в результате развития системы знаний. Впоследствии эти открытия внедрялись в производство. Отличием современного этапа развития науки, техники, экономики – общества в целом – является наличие колоссального объема накопленных знаний, которые продолжают пополняться. Во всех сферах деятельности циркулируют потоки информации, которые один человек охватить не в состоянии.
Тем не менее, инновационный процесс на разных этапах развития человеческого общества играл разные роли и реализовался в рамках разных моделей:
на первом этапе (1950-1960-е гг.) инновационный менеджмент оперировал последовательной моделью (рис. 1),
Рисунок 1. Последовательная модель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
на втором этапе (1960-1970-е гг.) модель приобрела параллельно-последовательный характер, акценты сместились на влияние рынка, реакции научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на его потребности (рис. 2),
Рисунок 2. Параллельно-последовательная модель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
на третьем этапе (1970-середина 1980-х гг.) модель адаптировалась к развитию инфраструктуры рынка и приобрела вид, представленный на рис. 3.
Рисунок 3. Адаптированная модель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работна четвертом этапе (середина 1980-х гг. – середина 2000-х гг.) доминирующей стала японская модель передового опыта. Прямые и обратные связи в этот период усложнились, интегрированные группы специалистов стали работать на идеей параллельно по разным направлениям. В результате решение задачи стало отыскиваться быстрее, что повысило эффективность инновационного процесса,
на пятом этапе (с середины 2000-х) сложилась модель стратегических сетей, базирующаяся на стратегической интеграции сил и средств.
Таким образом, развитие инновационных процессов характеризуется постоянным усложнением, возрастанием предъявляемых к его стадиям требований. В связи с этим большую значимость приобретает практика и теория инновационного менеджмента.