Понятие управленческого цикла
Управленческий цикл является завершенной последовательностью повторяющихся действий, нацеленных на достижение поставленных целей. Управленческий цикл начинается с определения задач или проблем, и заканчивается достижением конкретного результата.
Главными этапами управленческого цикла являются:
- Поиск и дальнейшая обработка сведений, анализ, определение и оценка обстановки. Это – диагноз;
- Научное обоснование предсказания наиболее вероятного положения, перспектив и особенностей дальнейшего формирования объекта управления на время упреждения на основе определения и верной оценки устойчивых связей. Это прогноз.
- Разработка и принятие управленческого решения;
- Определение системы мер, нацеленных на достижение поставленной цели, то есть планирование;
- Быстрое и четкое доведение до исполнителей поставленных задач, правильный выбор и расстановка сил, назначение исполнителей на исполнение принятого решения, то есть организация;
- Активация работы всех исполнителей, то есть мотивация и стимулирование;
- Получение, обработка, анализ и систематизация информации о процессе осуществления заданий, то есть учет и контроль;
- Обеспечение пропорционального и непрерывного функционирования всей системы управления при помощи установления оптимальных связей между отдельными исполнителями, то есть регулирование.
Функции управленческого цикла
Функции управленческого цикла являются конкретным видом управленческой деятельности, произошедшей в ходе управленческого труда. Функции управления имеют объективный характер, в связи с чем, их использование основывается на познании основных принципов управления. Помимо этого, данные функции являются универсальными, поскольку они характеризуют любой процесс управления.
Традиционно, функции управления делятся на 2 основные группы:
- Общие;
- Специальные.
Осуществление общих функций управления происходит в каждой производственной системе и на каждом уровне управления, сюда относятся:
-
Функция планирования. Данная функция включает в себя управленческую деятельность, которая в свою очередь разработку целей и задач управления организацией, а так выявление путей осуществления планов для достижения поставленных целей.
-
Функция организации. Сюда относится управленческая деятельность, которая состоит в определении взаимоотношений между каждым подразделением, рабочими местами и работниками. Основная цель данной функции состоит в определении структуры субъекта и объекта управления, а также их взаимосвязей. Результатом исполнения данной функции организации является создание организационной структуры управления.
-
Функция мотивации. Данная функция включает в себя процесс мотивации работников к активной трудовой деятельности, для того, чтобы получить личностные цели и целей всей организации, другими словами, создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду. Здесь основным являются:
- Заинтересованность в труде;
- Потребность в трудовой активности;
- Удовлетворенность от трудовой деятельности.
Основной целью мотивации является побуждение каждого сотрудника к достижению целей организации, при помощи обеспечения их заинтересованности в процессе своего собственного и совместного труда. Функция мотивации оказывает большое значение на коллектив организации или его подразделения в виде побудительных мотивов к выполнению работы. Данные формы оказания воздействия активизируют работу органов управления, увеличивают эффективность всей системы управления организации в целом.