Управленческие революции
Эволюционные преобразования в подходах к управлению – это изменения, происходящие в общепринятых в научном сообществе и среди менеджеров-практиков концепциях управления.
Эволюционные преобразования в подходах к управлению происходят не постепенно, а «ступенчато», в некоторые моменты – радикально настолько, что появляется возможность говорить об управленческой революции.
Управленческая революция – это переход между двумя качественными состояниями развития менеджмента.
Исследователи выделяют следующие управленческие революции:
Первая управленческая революция (4-5 тыс. лет назад), когда каста священников в Шумере, Аккаде и Египте превратилась в касту религиозных функционеров (первых менеджеров). Это произошло благодаря переформулированию религиозных принципов, переходу от человеческих жертвоприношений к символическим жертвам (скоту, маслу, ремесленным изделиям, деньгам и т.д.). Дань, собираемая с населения, пускалась в дело или накапливалась. Это позволило жрецам быстро стать самым богатым и влиятельным слоем населения. Они не были собственниками – как позже капиталистические предприниматели – поскольку приносимое в жертву формально становилось «собственностью богов», и жрецы не могли явно присваивать его в личное пользование,
Вторая управленческая революция (1792-1750 гг. до н.э., правление Хаммурапи). Знаменитый кодекс Хаммурапи регулировал все многообразие отношений между социальными группами вавилонского общества. Сущность второй управленческой революции состояла в утверждении светской манеры управления, появлении формальной организационной системы, возникновении основных принципов лидерства, инструментов поведенческой мотивации,
Третья управленческая революция (605-562 гг. до н.э., правление царя Навуходоносора II). Трансформации в науке управления были тесно связаны с реализацией таких масштабных проектов, как Вавилонская башня и висячие сады, а также развитием текстильных фабрик и зернохранилищ. Поэтому нововведения касались управления технически сложными проектами, контроля качества выпускаемой продукции. Эта революция носила производственно-строительный характер,
Четвертая управленческая революция (XVIII-XIX века). Она была обусловлена великой индустриальной революцией, вследствие которой стал развиваться европейский капитализм. Если раньше совершение открытий в сфере менеджмента носило случайный характер, между ними были огромные временные промежутки, то теперь они приобрели регулярный характер. По мере развития индустрии – начиная от мануфактуры и до крупных фабрик – происходило отдаление владельцев капитала от непосредственного ведения экономической деятельности, направленной на получение прибыли. На смену капиталисту (руководителю-собственнику) пришли акционеры. Форма собственности приобрела диверсифицированный характер, владельцы капитала стали долевыми. Непосредственно управление доверили наемным менеджерам-несобственникам, которые могли принадлежать к любому социальному классу (не обязательно привилегированному). Новое соотношение ролей способствовало ускорению развития промышленности, отделению управления от капитала и производства, а позднее – трансформации менеджмента и администрации в самостоятельную экономическую силу,
Пятая управленческая революция. Во время классического капитализма менеджер еще не превратился в «главного героя», это произошло позже. Первые школы бизнеса и профессионального обучения руководителей возникли позже, в эпоху монополистического капитализма. Новый радикальный общественный переворот был обусловлен отделением класса профессиональных менеджеров от капиталистов – это и стало пятой управленческой революцией.
Подходы к управлению
В настоящее время существует несколько основных подходов к управлению:
- Процессный подход. Управление воспринимается как процесс, состоящий из планирования, организации, мотивации и контроля. Иными словами, управление реализуется как непрерывная серия управленческих функций, связанных между собой. Каждая функция, каждое действие представляет собой отдельный процесс, значимый для конечного успеха компании. Процесс управления складывается как сумма этих процессов,
- Системный подход. В его рамках производится обозначение целей, задач в наглядной форме, построение дерева целей. Далее систему разбивают на подсистемы, организацию – на подразделения. Руководители должны воспринимать организацию как систему, состоящую из таких взаимосвязанных элементов, как персонал, технология, структура и задачи, ориентированные на достижение разных целей в условиях изменения внешней среды. Если осуществляется замена какого-либо элемента, остальные элементы в той или иной степени испытывают влияние этой замены,
- Ситуационный подход. В этом подходе предусмотрен анализ результатов деятельности предприятия в разных ситуациях, исследование динамики изменения этих результатов. Эффективность разных управленческих методов и инструментов при этом зависит от конкретной ситуации. Поскольку и во внутренней среде (организации), и во внешней среде (ее окружении) существует обилие факторов, невозможно определить единственный «лучший» способ управления. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени определяется тем, насколько руководитель сумел правильно интерпретировать ситуацию.